top of page

Эволюция вселенной и души. Ум. Джива. Нираламба.

Краткое изложение эволюции вселенной и души:

XIX.51-61. "Его запредельное Величество, абсолютное Сознание, будучи законченным и самодостаточным,
первоначально проецирует всю вселенную в Своём существе, подобно отражениям в зеркале.

Затем Оно принимает личный аспект, называемый Хираньягарбха (Творец, или Зародыш вселенной),
и, с учётом предрасположенностей эго, заключённых в Хираньягарбхе,
Оно раскрывает священные писания – вместилище возвышенных истин – для исполнения их (т.е. отдельных эго) желаний.

Так как зародышевые индивидуумы полны неисполненных желаний,
то Хираньягарбха начинает выстраивать планы и способы их осуществления.
Она вырабатывает схему причин и следствий, действий и плодов, и, в результате, индивидуумы затем обретают рождения,
чтобы вращаться в этом колесе причин и следствий.

Они принимают различные формы и помещаются в различное окружение, согласно их предрасположенностям.
После прохождения через неисчислимое множество различных [эволюционирующих] воплощений индивидуум,
наконец, доходит в своём последовательном развитии – благодаря накапливаемым заслугам - до воплощений в человеческом облике.

Поначалу его устремления эгоистичны.
Из-за своих всё возрастающих желаний он начинает искать беспрепятственного исполнения своих неуёмных амбиций.
Но, постепенно, он начинает обращаться к заповедям, изложенным в священных писаниях,
так как неудачи неизбежны всюду, и, в результате, наступает разочарование.

Человек начинает искать мудрых советов. Такой совет придёт только от человека, пребывающего в непрерывном блаженстве.
Такой мудрец в надлежащее время и должным образом посвятит ищущего в божественное великолепие.
Накопленные заслуги и добродетели, укреплённые обществом мудреца и божественной милостью,
обусловят его настойчивость в следовании по духовному пути и, шаг за шагом, вознесут его на вершину блаженства.

Трипура Рахасья


***
Ум такой же инструмент,как линейка.

Как просветленные пользуются умом,можно показать применяя разные эпитеты.
Все это есть в изобилии в литературе в виде притч и историй.Порой забавных,порой непонятных.
Я как человек прагматичный, пояснил это для себя канцелярским языком:)

Умом нужно пользоваться как инструментом.
Только когда он действительно необходим.
Если ты проанализируешь свое обычное состояние,то поймешь,что этот инструмент
вышел из под контроля и больше тобой не управляется.

Он генерирует мысли каждую секунду,как машина в которой заело выключатель.
Когда ты путем наблюдения за собой установишь,что 90% этих мыслей носят случайный характер
и никак не связаны с задачами, которые ты выполняешь,то придешь к выводу:
-Это фантазии,воспоминания,приукрашенные воспоминания,планы,которые ты даже не расчитываешь осуществлять и прочая лабуда.
Вот 90% всех мыслей и есть такая вот словесная жвачка.
Зато когда надо сосредоточиться на конкретных задачах в 10% остальных случаев.
Ум не может быть сосредоточен более 30 секунд и все время отвлекается.

Ум всегда должен быть пустым.
Воспринимать окружающую реальность необходимо с ярким,внимательным и пустым умом.
не называя вещи и процессы словами,пока возникшая ситуация не потребует специального включения инструмента-мышления.

Мнение,что Йог, остановивший ум,не может полноценно жить в социуме-ошибка.
Ты ведь не ходишь везде с линейкой, измеряя все на своем пути налево и направо,верно?
Потому что это безумие.Поломка в организме.

Почему же, если все время без перерыва, ум все комментирует,сравнивает и оценивает
не отключаясь ни на минуту,мы называем это необходимостью для жизни в социуме?

С точки зрения йоги-это поломка инструмента.
Которая создает его владельцу кучу проблем.
И главное владелец даже не знает как выглядит исправный инструмент.
(Он получен изначально заглюченым,как условие рождения в Сансаре)
А просветленный уже знает.
Ему есть с чем сравнивать и естественно выбор сводится к исправно функционирующему уму.


Вот так примерно просветленный действует в социуме.

***
Что есть Душа с точки зрения йоги?

Дживу будет правильно рассматривать в двух аспектах.

С одной стороны-это и есть настоящий Ты.
Все твои качества собраны там и транслируются в тело и ум, примерно как проэктор транслирует картинку на экран.
В данном случае под экраном имеется в виду тело и ум.

Джива не может быть обнаружена на грубом материальном уровне путем непосредственного наблюдения,
т.к. существующие инструменты , как естественные(5 чувств) так и искусственно созданные, пока недостаточно мощны для этого.
Однако Джива может быть вычислена аналитическим путем,через взаимосвязи,
как это было сделано для звезд невидимых в оптические телескопы.
Такими взаимосвязями в тонком мире являются кармические законы,
по сути представляющие те же физические законы,но для тонких миров.

Именно этим занимается йог на начальном этапе.
Прочитав в Ведах о Дживе,он ищет доказательств ее существования,анализируя свой жизненный опыт.
Так реализуются две ступени из классического пути йоги- шравана(слушание) и манана(размышление).
Третья ступень- нидитхьясана(медитация)- это попытка найти Атман(чистую Дживу)
через прямой контакт,а не опираясь на несовершенные инструменты.

С другой стороны,Джива есть неотъемлемая частица Бога.
Но она в результате какой-то ошибки(об этом в каждой религии есть своя легенда),
загрязнилась неверным отождествлением с "Я и другое".

В итоге йога говорит,что Джива это Атман(иcкра Бога) окутанная четырьмя оболочками,или загрязнениями:
Буддхи,Ахамкара,Читта,Манас.
На основе этих оболочек, из материальных частиц создаются три тела
(др. традиции могут делить их на 5 или 7,без разницы,т.к. это разделение в существующих рамках)

В результате своего виртуального отделения от Бога(по сути от всего мира),
Джива проживает одну длинную жизнь от сотворения мира и до пралайи,при этом три созданных тела разрушаются и создаются вновь,
согласно кармических законов,отмеряя на этой длинной жизни этапы,известные как человеческая жизнь(жизнь асура,прета и т.д)

По сути йог не работает с грубым телом,т.к. отождествление с ним - это детский сад.
(В хатха йоге телу уделяется какое-то внимание(1/8-я,а вовсе не все),т.к. это дисциплина Кали-Юги(темного века),
когда омрачение очень велико,и расотождествиться с грубым телом неимоверно тяжело)
Йог работает с Буддхи,Ахамкарой,Читтой и Манасом,вычищая и утоньшая их,чтобы впоследствии отбросить,став Атманом.

Так что да, с точки зрения йоги- Джива есть все же заблуждение.
Ты не Джива,Ты Атман.
Но с точки зрения прохождения этапов Пути,отождествление себя с Дживой,а не телом и умом,
есть великий прорыв в практике и очень сложная задача,которой надо посвятить много времени и сил.

Ом.Шанти.Шанти.
777

***
Аудиокнига Согьяла Ринпоче "Книга жизни и пракктики умирания"
Весьма позитивная книга,начитанная задорным голосом.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1703055
Как качать торренты,ты конечно знаешь:)
***
Феномен нираламбы.
Чаще всего нираламба переводят,как "безопорное".
В йоге это специфическое состояние,переживаемое в результате правильной медитации.
На самом деле дословный перевод "опирающееся на себя самого","самоподдерживающееся",
"одиночество","покой","независящее ни от чего".
Каждое из этих значений раскрывает аспекты состояния нираламбы.

Нираламба переживается как ощущение парения в пространстве.
Когда во время дхараны происходит правильная концентрация,то чувства разворачиваются внутрь полностью.
При этом ощущения от тела почти теряются.
Вернее не так.Ощущения от сидения настолько комфортные,что они не мешают и не вызывают недовольства ума,
поэтому о теле забывают.Вот так будет правильнее.
Я уверен,что до стадии комфортности сидения ты уже дошел,поэтому понимаешь о чем речь.
Концентрация на точке(в данном случае аджне) вызывает видение пространства перед закрытыми глазами.
Оно может быть окрашеным в разные цвета или иметь в себе цветовые пятна- это пока без разницы.
Главное,что ум настолько успокоен,что ты можешь созерцать это пространство без отвлечений довольно долго.
Если и возникают отвлечения,то они слабые и быстро пресекаются.
Такую концентрацию сравнивают со струей масла,текущего из кувшина.
Если ты не узнавал этот эпитет раньше в своей дхаране,то узнай его сейчас.

При созерцании внутреннего пространства возникают тенденции проваливаться внутрь него глубже,как в облако.
И тогда случается состояние "парения в пространстве" или "висения в пространстве".
Погружение настолько сильное,что другие ощущения туда не пробиваются.
Ты пребываешь в акаше-без тела,без ума,одно только сознание.
Кроме него там больше никого нет. И все что есть вокруг,лишь это бесконечное пространство.
Нет времени.Нет расстояния.Только ты и распространяющееся в бесконечность пространство.
Наверное так ощущают себя звезды,вися в бездонной глубине Вселенной,
пребывающими в покое,одиночестве,опирающимися на себя,самоподдерживающимися и не зависящими ни от чего.

Ом.
777
***
Привет.
Пока что ты плаваешь в слое,где тебе приходится платить за знания.
Вернее не ты находишься там,а твое сознание.
Есть множество других возможностей это знание получить,но они для тебя пока что "невидимы".
Ты просто скользишь по таким знакам ,ссылкам и наводкам взглядом, не воспринимая их как источники.
Это не хорошо и не плохо.Это просто есть.
Со временем тебя утянет в какую-то сторону.

Имеет ли ценность то знание,которое ты сейчас получаешь за деньги?
Да,имеет.
Должен ли ты любить всем сердцем того,кому ты должен платить наперед по 200 баксов за семинар?
Будешь ли отзываться о нем с теплотой,как об источнике благодати?
Это врядли.

Тогда о чем твои вопросы?
Ты должен сам понимать,почему тебе не встречается человек,
который бы перевернул твой мир,заставил бы тебя хоть на мгновение пережить озарение,
Или почему тебе не нужен Ишта Дэвата.
Там где сейчас "проживает" твое сознание,эти персонажи не встречаются.

Ну,погоди немного.
Может быть что-то вокруг тебя изменится.
Тогда изменишься и ты.
Помнишь как в Матрице Нео не знал тот ли он самый.
Пифия ему что-то сказала, а потом он что-то понял.
Помнишь,что?
Ну вот.


777

Упанишады

Нираламба Упанишад из Светлой Яджур-Веды.

 

Translated to English by K. Narayanasvami Aiyar, 1914
Перевод на русский Гена 777



Хари Ом!
Я должен рассказать в форме краткого наставления то,
что нужно знать для устранения всех страданий,
которые постигают этих невежественных существ.(людей)

(1) Что есть Брахман?

(2) Кто Ишвара?

(3) Кто Джива?

(4) Что такое Пракрити?

(5) Кто Параматма?

(6) Кто Брахма?

(7) Кто Вишну?

(8) Кто Рудра?

(9) Кто Индра?

(10) Кто Яма?

(11) Кто Сурья?

(12) Кто Чандра?

(13) Кто такие Дэвы?

(14) Кто Ракшасы?

(15) Кто Пишачьи?

(16) Кто мужчины?

(17) Кто женщины?

(18) Кто такие животные и т.д.?

(19) Что постоянно?

(20) Кто брахманы и т.д.?

(21) Что такое Джати?

(22) Что Карма?

(23) Что Акарма?

(24) Что Джняна?

(25) Что Аджняна?

(26) Что Сукха?

(27) Что Дукха?

(28) Что Сварга?

(29) Что Нарака?

(30) Что Бандха?

(31) Что Мокша?

(32) Кто Упасья?

(33) Кто Шикша?

(34) Кто Видван?

(35) Кто Мудха?

(36) Что такое Асура?

(37) Что Тапас?

(38)Что Парамапада?

(39) Что Грахья?

(40) Что Аграхья?

(41) Кто Саньяси?


1.Что есть Брахман?

Это Чайтанья(Чистое Сознание),который проявляется через аспекты Кармы и Джняны,
как это огромное земное яйцо(Хираньягарбха),состоящее из Махат(1),Ахамкары и пяти элементов:
Земли,Воды,Огня,Воздуха и Эфира.
Он недвойственен(лишен второго),лишен любых носителей,полон всех Шакти,
не имеет начала и конца,описывается,как чистый,благой,пребывающий в покое,
лишенный гун,невыразимый словами.

2.Кто есть Ишвара?И каково его описание?

Сам Брахман,через свою Шакти,называемую Пракрити,создал миры и будучи скрытым в них,
стал правителем Буддхи и Индрий(органов чувств и действий)а также Брахмой(творцом) и другими.
Поэтому он называется Ишвара.

3.Кто есть Джива?

Сам Ишвара,наложивший на себя ложную идею "Я материальный"
через имена и формы Брахмы,Вишну,Рудры,Индры и других-это есть Джива.
Будучи одним,он проявляется как множество Джив из-за силы различных карм,образующих разные тела.

4.Что есть Пракрити?(Материя)

Это ни что иное как Шакти Брахмана,выступающего природой Буддхи.
Она имеет возможность производить множество пестрых миров в силу лишь присутствия Брахмана.

5.Что есть Параматма?

Высший Атма или Душа-это сам Брахма являющийся Параматмой,всецело превосходящий тела и прочее.

6. Кто Брахма? (Творец)
7. Кто Вишну? (Хранитель)
8. Кто Рудра? (Разрушитель)
9. Кто Индра? (Правитель Богов)
10. Кто Яма? (Бог Смерти)
11. Кто Сурья? (Солнце)
12. Кто Чандра? (Луна)
13. Кто такие Дэвы? (Боги Мира Страсти)
14. Кто такие Ракшасы? (Яростные Демоны)
15. Кто Пишачьи? (Злые Духи)
16. Кто такие Манушья? (мужчины,потомки Ману)
17. Кто Женщины?
18. Кто Пашу и т.д.? (Животные)
19. Кто есть Стхавара? (Неизменный)

20.Кто есть "Брахман и другие"?

Тот Брахман есть Брахма,Вишну,Рудра,Индра,Яма,Солнце и Луна,Дэвы,Асуры,Пишачьи,
мужчины,женщины,животные и т.д.,Брахманы(каста) и другие.
Здесь нет множественности и в малейшей степени,все это истинно Брахман.

21.Что есть Джати? (Каста)

Она не относится к коже,крови,плоти или костям.
Нет касты для Атмы,это только обычай.


22.Что есть Карма? (Деяние)

Карма-это действие,совершаемое Индриями(органами чувств и действиями) и приписанное Атме,как "Я делаю".
(Деятельность органов ошибочно приписывается Атме.)

23.Что есть Акарма? (Недеяние)

Акарма есть выполнение без всякого желания плодов ежедневных и периодических ритуалов,
подношений,обетов,аскезы и других действий,
которые не связаны с Ахамкарой(Эго) деятеля или наслаждающегося
и не служат причиной для связанности,повторных рождений и т.д.

24.Что есть Джняна? (Мудрость)

Это реализация от прямого восприятия(прмое- значит без участия ума.Как самадхи.) того факта,
что в этой меняющейся Вселенной нет ничего,кроме Чайтаньи(одной жизни),являющейся Сознанием,
которое в форме Видящего и Видимого пронизывает все вещи и которое есть Одно во Всем.
Лишь оно одно не является субьектом,который изменяется,таким как горшок,одежда и т.д.
Эта реализация осуществляется путем подчинения тела и чувств,служению хорошему Гуру,
Слушанию изложения Ведических доктрин,размышлению и постоянной медитации на этом(шравана,манана,нидитхьясана).

25.Что есть Аджняна? (Неведение)

Это иллюзорное отождествление.Такое как кажущаяся змея в веревке,
множество Атманов(здесь Душ) в различных Упадхи(носителях),
таких как боги,животные,люди,неизменные,женщины,мужчины,касты,правила жизни,рабство и освобождение.
Все это ложно приписывается Брахману,который недвойственен(точнее "не имеет второго"),
всепроникающ и является основой всего.

26.Что есть Сукха? (Счастье)

Это состояние пребывания в Ананде(блаженстве),познаваемое через ощущение реальности,
как Сат-Чит-Ананды(Существование,Сознание,Блаженство).

27.Что есть Дукха? (Страдание)

Это просто Санкальпа(2) на объекты мирского существования (или не-Я, согласно Бомбейскому изданию)

28.Что есть Сварга? (Небеса,Рай)

Это отождествление с Сат.(санскр."хороший,правильный,долговременный,почтенный,мудрый,прекрасный и т.д.")

29.Что есть Нарака? (Ад)

Это отждествление с тем,что несет с собой это мирское существование,которое есть Асат.
(санскр."не существующий,ложный,плохой,злой и т.д")

30.Что есть Бандха? (Рабство.Связанность.)

Такие Санкальпы,как "Я был рожден" и т.д.,возникающие от отождествления с безначальной Аджняной,
приводят к связанности.
Омрачение мыслей(или ментальное неведение)мирского существования "Меня"(Мое).
Такие,как "мои" отец,мать,брат,жена,ребенок,дом,сады,земли и т.д.,приводит к связанности.
Мысли о Самости,как о деятеле-есть рабство.
Мысль о развитии в себе восемь Сиддхи(высшие психические силы),как Анима и т.д.- есть рабство.
Мысли о прохождении восьми ступеней Йоги: (Яма и т.д.)- есть рабство.
Мысли об исполнении обязанностей своей касты и поддержании определенного образа жизни- есть рабство.
Мысли о том,что принуждения,страх и сомнения относятся к Атме- есть рабство.
Мысли о знании правил выполнения подношений,обетов,аскезы и жертвования- есть рабство.
Даже только одна мысль о жиелании Мокши(освобождения)-это рабство.
Сам только факт мышления, служит причиной связанности.

31.Что есть Мокша? (Освобождение)

Мокша есть (состояние) исчезновения.
Посредством различения вечного от непостоянного,которыми являются все мысли о связанности,
как о "моем" в объектах боли и удовольствия,землях и т.д. в этом бренном мирском существовании.

32.Кто есть Упасья? (Почитаемый)

Тот Гуру,который позволяет достичь Брахмана- это Сознание,пребывающее во всех телах.

33.Кто есть Шишья? (Ученик)

Ученик- это Брахман единый,который остается после того,как осознание внешней Вселенной было остановлено,
через постижение мудрости Брахмы.

34.Кто есть Видван? (Знающий)

Это тот,кто познал истинную суть своего сознания,скрытую во всем.

35.Кто есть Мудха? (Невежественный)

Тот,кто имеет эгоистические концепции тела,каст,обычаев;
тот,кто Действующий,Наслаждающийся и т.д.

36.Что есть Асура? (Демонический)

Это Тапас,практикуемый с целью причинения препятствий Атме,посредством Джапы(повторение Мантр),воздержания от пищи,
Агнихотры(огненного ритуала жертвоприношения),внимая жестоким желаниям,ненависти,боли,лицемерию и прочему,
с целью получения сил и способностей Вишну,Брахмы,Рудры,Индры и др.

37.Что есть Тапас? (Аскеза)

Тапас- есть акт возжигания(огненное жертвоприношение), путем огня прямого восприятия знания,
что Брахман- это Истина и вся Вселенная.
Миф- это семя глубоко укоренившегося желания достичь мощи Брахмана и т.д.

38.Что есть Парампада? (Вышая Обитель)

Это место вечного,освобожденного(из тела-ума) Брахмана,которое значительно превосходит Праны,
органы чувств,действия,тонкие тела,Гуны и др.
Брахман находится в самой сущности Сат-Чит-Ананды и является Свидетелем всего.

39.Что есть Грахья (Постижение)

Существует только Реальность Абсолютного Сознания,
не обусловленная пространством,временем и материей.

40.Что есть Аграхья? (То,что должно быть отвергнуто)

Мысль о том,что эта Вселенная- истина.(незыблема,независима)
Эта Вселенная,которая отлична от Самой Себя,является субъектом Майи(иллюзии) форм объектов,
(познаваемых) через Буддхи и Индрии(органы чувств).

41.Кто есть Саньяси? (Отреченный)

Саньяси- аскет,отказавшийся от всех обязанностей касты,обычаев общества,хороших и плохих поступков и т.д.
Выйдя за пределы концепции "Я" и "Мое" и найдя убежище только в едином Брахмане,
бродит везде,практикуя Нирвикальпа Самадхи.
Он твердо убежден:"Я есть Брахман",потому что имеет реализацию(свой опыт) таких священных Ведических утверждений,как
"Ты есть ТО","Все это-поистине Брахман","Во всем Этом нет множественности".
Только он и есть свободен.
Только он и годится для почитания.
Только он и есть Иогин.
Только он- Парамахамса.
(освобожденный) Только он Адвахута
(несвязанный) Только он- Брахман.

Тот,кто изучает Ниралаба Упанишаду,становится благодаря милости Гуру,чистым,как Агни(огонь).
Он становится чистым,как Вайю(воздух).
Он уже не вернется.
Он не родится вновь.Нет, он уже не родится.
Такова Упанишада.

____________________________________
(1).Махат- В древнеиндийской философии, преимущественно санкхье, первый продукт эволюции,
возникающий при соприкосновении первичной материи пракрити с "Я"-пурушей и выступающий в психологическом плане как Буддхи.

(2)Санкальпа- это идея,внутренняя убежденность.Очень важный термин в йоге.Т.к. с помощью санкальпы Сансара гипнотизирует Дживу,
и точно так же с помощью принятия специальных Санкальп,таких,как:"Твердый мир имеет природу сновидения" или "Я есть Брахман" и т.п.
можно выйти из под власти этого гипноза.

Шарирака(1) Упанишад из Темной Яджур-Веды.

Translated to English by K. Narayanasvami Aiyar, 1914
Перевод на русский Гена 777



Ом!
Тело- есть соединение Притхви(Земли) с другими Махабхутами(Первоэлементами).
В теле:
то,что твердое- есть (сущность) Земли;
что жидкое- (сущность) Воды;
то,что горячее- (сущность) Огня;
что движется- есть (сущность) Воздуха;
то,что проникает всюду- (сущность) Пространства.

Ухо и другие Джняниндрии(органы чувств).
Ухо- сущность Пространства;
кожа- сущность Воздуха;
глаз- сущность Огня;
язык- сущность Воды;
нос- сущность Земли.
Слух,осязание,форма,вкус и запах
являются соответственно объектами восприятия этих органов.
Они возникли из первоэлементов,начиная с Земли.

Рот,руки,ноги,органы выделения и органы размножения-
есть Карминдрии(органы действия).
Их функциями соответственно является:
говорить,поднимать,ходить,выделять и получать удовольствие.

Антахкарана(внутренние органы) состоят из четырех видов:
Манас,Буддхи,Ахамкара и Читта.
Их функцииями являются следовательно:
Санкальпа-Викальпа(размышление-воображение),познание,эгоизм и память.
Место Манаса- в конце горла; место Буддхи- лицо;
для Ахамкары- это сердце,место Читты- пупок.

Кости,кожа,нади,нервы,волосы,плоть- сущность Земли;
моча,флегма,кровь,сперма и пот- сущность Воды;
голод,жажда,лень,обман,желание совокупления- сущность Огня;
хождение,царапание,открытие-закрытие глаз и т.д.- сущность Воздуха;
желание,гнев,жадность,заблуждение и страх- сущность Пространства.

Звук,прикосновение,форма,вкус и запах- свойства Земли.
Звук,прикосновение,форма,вкус- свойства Воды.
Звук,прикосновение,форма- свойства Огня.
Звук,прикосновение- свойства Воздуха.
и один лишь звук- свойство Пространства.

Существует три Гуны: Саттвика,Раджаса и Тамаса.
Не-убийство,правдивость,не-воровство,целомудрие,нестяжание,
воздержание от гнева,служение Гуру,
чистота(в уме и теле),удовлетворенность,правильное поведение,
воздержание от самовосхваления,отсутствие пафоса,
твердая убежденность в существовании Бога и непричинение вреда другим-
все это известно прежде всего,как Саттвика-гуна.

Я- Действующий,я- Наслаждающийся,Я- говорящий и Я- эгоистичный-
так говорят знатоки Брахмана о Раджаса-гуне.
Сон,лень,иллюзия,желание,совокупление и воровство-
толкователи Вед относят к Тамаса-гуне.

Те,кто обладают Саттва-гуной идут вверх(в высшие сферы);
обладающие Раджаса-гуной,остаются по-средине(в сфере Земли);
те,кто,наполнен Тамаса-гуной опускаются вниз(в адские сферы);

Полные(или божественные) знания- это Саттвика-гуна;
знание Дхармы- это Раджаса-гуна;
невежество(ментальная тьма)- это гуна Тамаса.

Джаграта(бодрствование),
Свапна(сон со сновидениями),
Сушупти(сон без сновидений)
и Турья(состояние за пределами этих трех)-
есть четыре состояния.
В Джаграте действуют четырнадцать органов:
органы чувств(пять),органы действий(пять) и четыре внутренних органа.
Свапна- состояние,связываемое с четырьмя внутренними органами.
В Сушупти- действует лишь Читта.
В Турья- остается лишь Джива.

Касаясь Дживатмы и Параматмы.
В любом из трех состояний: с открытыми глазами,
с закрытыми и в промежуточном,говорится что Джива есть Кшетраджня(повелитель тела).


Джняниндрий(пять),Карминдрий(пять),Пран(пять),Манас и Буддхи-
говорится,что эти семнадцать составляют Сукшма или Линга (тонкое) тело.

Манас,Буддхи,Ахамкара,Пространство,Воздух,Огонь,Вода,Земля- это восьмерка Пракрити(материи).
Ухо,кожа,глаз,язык,нос (всего пять);органы выделения,органы размножения,руки,ноги,речь(итого: десять);
звук,осязание,форма,вкус и запах-
это пятнадцать модификаций из перечисленных выше восьми Пракрити.

____________________________________
(1) Шарирака Упанишад- Упанишада относится к Шарира т.е. к телу.

 

Амритабинду(1) Упанишад из Темной Яджур-Веды.

Translated to English by K. Narayanasvami Aiyar, 1914
Перевод на русский Гена 777

В сети встретил очень поэтический,
но совершенно запутанный по смыслу перевод этой Упанишады.
Решил перевести заново и прояснить для себя смысл.

 

Ом.

Сказано,что Манас бывает двух видов: чистый и нечистый.
Тот,что связан с мыслями и желаниями- нечистый,тот же,что без желаний-чистый.
Для людей только их ум является причиной рабства или освобождения.

Тот ум,что привлечен объектами чувств- стремится к связанности.
Тот же,что не привлечен- стремится к освобождению.
И поскольку ум без желания чувственных объектов устремляется к спасению,
постольку ученик после освобождения,
должен предоставить своему уму свободу от всех желаний материальных объектов.

Когда ум освобождается от желания объектов и находится под контролем,
в сердце обретается реальность Атмана,и достигается Высочайшее состояние.
До тех пор,пока сердце не прекратит биться,до тех пор Манас должен быть под контролем.
(В самадхи сердцебиение и дыхание останавливаются.До тех пор- контроль ума)
Только это и есть мудрость.Только это есть (истинная) Дхьяна.Другие пути длинны и утомительны.

Этот(Брахман)- совсем не то,что можно разглядывать.Это не то,что можно представлять.
Его невозможно представить,но его нужно созерцать в медитации.
Так можно достичь Брахмана,лишенного пристрастия.

Йога должна быть связана со Сварой.
Брахман должен созерцаться без Свары.
Надо медитировать без Свары(с остановившейся сварой) на Брахман,
который не не может исчезнуть(стать несуществующим).
(Свара- вибрация,звук. и в то же время течение дыхания в Лунной и Солнечной нади,
т.е. йога должна быть связана с пранаямой,См. "Шива Свародая".
Когда Свара останавливается в Сушумне, тогда дыхание останавливается тоже.777)


Тот Брахман есть неделимый,невымышленый и пребывающий в покое(свободный от деятельности ума).
Тот,кто познает Я,являющеся тем Брахманом,тот определенно постигает Брахман.

Кто познал Брахмана: не надуманого,бесконечного,находящегося вне причин,проявлений,
логического мышления и безначального- тот мудрый человек становится освобожденным.
Тогда для него больше нет разрушения,нет созидания,нет находящегося в рабстве,нет преданного,
нет желающего спасения,нет освобожденного.
(Он теряет все эти представления о себе.777)
Это верно.

Атма,который созерцается в медитации- есть Один (в трех состояниях):
Бодрствования,Сна и Сна без сновидений.
Нет больше перерождения для того,кто выходит за пределы этих трех состояний(Турья).

Один Бхутатма всех существ, находится во всех существах.
Подобно Луне (отражающейся) в воде,он проявляется одним и многими.
Подобно тому,как горшок переносится (с место на место),но Пространство,пребывающее в нем,
не переносится вместе с ним.
Как в примере с переносимым горшком,Джива (в теле) может быть уподоблена Пространству.

Как и горшок,тело(носитель Дживы) может имеет многочисленные формы.
Тело,которое гибнет вновь и вновь- не осознает своего разрушения.
Но он(Джива) знает (это) всегда.
Те,кто очарован звуками Майи,никогда не смогут выйти к Солнцу(Парабрахмана) из тьмы(неведения).

Вначале тьма(неведения) должна быть рассеяна,затем он(Джива) видит себя как "одно недвойственное".
Парабрахман есть Сабдакшара(громко произнесенный священный звук Ом).
То,что остается после прекращения Сабда-Вед(чтения слов,звуков Вед),
то есть Акшара(неразрушимые буква,слово).
Просвещенному человеку,желающему обеспечить покой своей Атмы,надо медитировать над этим.

Две мудрости должны быть изучены: Сабдабрахман и Парабрахман.
Тот,кто является мастером в Сабдабрахмане,достигает и Парабрахмана.

Хорошо изучив книги,
обученый человек должен старательно упорствовать в Джняне(мудрости)
и Виджняне(самореализации на основании этой мудрости)
Затем он должен отбросить все книги,как человек ищущий зерно,выбрасывает солому.

Хотя все коровы разных окрасов,но их молоко всегда одного цвета.
Как молоко- видится Джняна,как коровы- различные проявленные формы(Вселенной).
Как гхи скрыто в молоке,так Виджняна(самореализация) скрыта в каждом существе.

Посредством постоянного трения Манаса с помошью палки Манаса и нити Джняны,
Парабрахман неделимый,спокойный и неподвижный, должен быть достигнут,
подобно тому,как получатся огонь из дерева.

Я есть Брахман.
Тот Васудева,что поддерживает всех существ;
тот,что живет во всех и защищает всех существ- есть Я.
Тот Васудева есть Я сам.

Такова Упанишада.
Ом-Тат-Сат.

____________________________________
(1)Амритабинду- капля нектара.

 
bottom of page