top of page

Атарвашикха Упанишад из Атхарва-Веды.

Translated to English by P. R. Ramachander
Перевод на русский- Гена 777



Ом! О,Дэвы,позвольте нам услышать своими ушами то,что благоприятно.
Позвольте нам увидеть своими глазами то,что благоприятно.
О,вы,достойные поклонения!
Пусть насладимся мы тем сроком жизни,который отведен нам Дэвами,
постоянно почитая их своим телом и конечностями.
Славный Индра,да благословит нас!
Всезнающий Сурья,да благословит нас!
Гаруда,подобный удару грома для зла,да благословит нас!
Пусть Брихаспати дарует нам благополучие!
Ом.Пусть будет мир во мне!
Пусть будет мир в моем окружении!
Пусть будет мир во всех силах,которые действуют на меня!

Я медитировал на той запредельной истине,которая объясняет суть звука "Ом",
Она сияет,как четыре опоры "Ом",она- величайшая Турья из Турий,
(божественное состояние,выходящее за пределы Бодрствования,Сна и Сна без сновидений).
Она наслаждается,стоя на трех ногах(слогах) и является единственной и только единственной.
Ом!

Мудрецы Пиппалада,Ангирас и Санат Кумара приблизились к великому Богу,
в обличии мудреца Атхарва Махарши и спросили его:

-О Боже,явившийся в облике мудреца,что является наиболее важным в медитации?
Какова мантра (священный слог),на котором надо медитировать?
Кто может медитировать? И кто Божество этой медитации? (1.1)

Мудрец Атхарва ответил им:

-Прежде всего медитировать надо на единственной букве "Ом".
Она сама по себе является мантрой для медитации.
Четырьмя опорами медитации, являются четыре Дэва и четыре Веды.
Эту букву распознают,как Парабрахман (запредельную реальность)
и медитируют над ней. (1.2)

Первый слог- "А",означает Землю,
Риг-Веду вместе со Священными гимнами,Брахму- творца,
Восемь Васу* среди Дэвов,Гаятри среди стихотворных размеров и
Гархаптхью(огонь домохозяина) среди Агни(огней) (1.3).

Второй слог- "У",означает Акашу,Яджур-Веду,
Рудру-Бога разрушения,одинадцать Рудр среди Дэвов,
Тришгуп среди стихотворных размеров и
Дакшинагни (южный огонь-погребальный костер) среди Агни.(1.4)

Третий слог- "Ма",означает Небеса,Сама-Веду с ее музыкальными звуками Сама,
Вишну,который приглядывает за мирами,двенадцать Адитхьев(Солнц) среди Дэвов.
Ягатхичанда среди стихотворных размеров и
Ахавагни (огонь для жертвоприношений) среди Агни. (1.5)

Половинка четвертого слога,означающая скрытый(беззвучный) "Ма",
это магические мантры Артхава-Веды,Самвартхака
(огонь Пралаи) среди Агни,Маруд Ганы (семь ветров) среди Дэвов.
Это самосияющий Брахман,который сияет один и видит все. (1.6)

Первый(слог)- это красный Брахма- творческий аспект.
Второй- святой белый Рудра (аспект разрушения).
Третий- черный повелитель Вишну (аспект сохранения,управления).
Четвертый,подобный молнии- есть многоцветный Пурушотхама**. (1.7)
.

Этот Омкара(Ом) имеет четыре ноги и четыре головы(огня).
Четвертый- это состоящий из половинки слога звук "Ма",который скрыт.***
Он произносится в малой короткой форме,немного протяженной форме(плутьяга)
и в наиболее протяженной форме.
И произносится как Ом (длинной) в одну матру,Ом в две матры и Ом длительностью в три матры****. (1.8)

Четвертый тихий полуслог скрыт в длительности закачивающегося произношения.
Это несравненный блеск Дживы.
Он- тот звук,который никогда не возникал и никогда не возникнет.
Если непроизносимый ранее,будет произнесен впервые,
то он пройдет по Сушумна Нади прямо к лотосу с тысячью лепестков(Сахасраре). (1.9)

Пранава(звук Ом) заставляет все души склониться перед ней.
Над ней и только над ней одной следует медитировать,
как над содержащей четыре Веды и являющейся местом рождения Дэвов.
Тот,кто медитирует так,уходит от всех печалей и страхов
и наделяется силой защитить всех,кто близок к нему.

Лишь благодаря этой медитации Господь Вишну, распространяющийся(пребывающий) везде,побеждает любого.
Из-за медитации на нее, Повелитель Брахма,контролирующий все свои органы,
достиг положения творца.
Даже Господь Вишну останавливает свой ум в звуке(Ом)-местопребывании Параматмы(Вселенской души).
и медитирует над Ишаной,наиболее подходящим для поклонения.
Все они принадлежат Ишане*****. (2.1)
Брахма,Вишну,Рудра и Индра создают всех существ,все тела и все караны.
Они так же в состоянии контролировать их.
Но Господь Шива существует между ними,как небо(пространство) и он неизменен.(2.2)

Сообщается,что пяти Богам:
Брахме,Вишну,Рудре,Ишваре и Шиве надо поклоняться в форме Пранавы
[ А + У + М + звук + Бинду(полная остановка)] (2.3)

Даже если в течении одной секунды кто-либо сможет медитировать над этим,
он получит больший результат,чем от исполнения сотни огненных жертвоприношений.
С полным пониманием и знанием этого, надо только медитировать на Парамашиве,
который есть причина возникновения всех благ.
Несомненно то,что жертвуя всеми остальными вещами,
дваждырожденный должен изучить и понять это.
Тогда он освободится от страданий пребывания в утробе матери и достигнет освобождения. (2.4)

Ом! О,Дэвы,позвольте нам услышать своими ушами то,что благоприятно.
Позвольте нам увидеть своими глазами то,что благоприятно.
О,вы,достойные поклонения!
Пусть насладимся мы тем сроком жизни,который отведен нам Дэвами,
постоянно почитая их своим телом и конечностями.
Славный Индра,да благословит нас!
Всезнающий Сурья,да благословит нас!
Гаруда,подобный удару грома для зла,да благословит нас!
Пусть Брихаспати дарует нам благополучие!
Ом.Пусть будет мир во мне!
Пусть будет мир в моем окружении!
Пусть будет мир во всех силах,которые действуют на меня!

Здесь заканчивается Атхарвашикха Упанишад из Атхарва-Веды.

-----------------------------------------
*Восемь Васу вместе с одиннадцатью Рудрами, двенадцатью Адитьями,
Дхьяусом и Притхиви входят в число 33 богов древнеиндийского пантеона
и населяют небеса Индры или Небеса 33 Богов.

**Пурушотхама-дословно-"лучший из людей",но так называют Высшую Душу Вселенной.

***Скрытый слог Ом,на письме обозначен значком в виде птички.
Он называтся скрытым,потому что означает ту часть слова,
которая уже не слышна ухом,но все еще произносится(вибрирует в пространстве).

****Матра- метрическая единица (время, которое требуется для произнесения гласного звука)

*****Ишана-дословно "владеющий,процветающий,сияющий,правящий,господствующий".
Одно из имен Шивы.

Кундика Упанишад из Сама-Веды.

Translated by Prof. A. A. Ramanathan
Перевод на русский Гена 777



Ом!
Пусть мои конечности(органы действия),речь,прана,глаза,уши,
жизненная энергия,а так же все чувства- укрепятся.
Все существующее- есть Брахман,описанный в Упанишадах.
Пусть я никогда не отвернусь от Брахмана,а он не отвергнет меня.
Пусть не будет отказа ни в чем.
Пусть не будет отрицания хотя бы с моей стороны.
Пусть добродетели,которые провозглашены в Упанишадах пребудут во мне.
Поклоняющиеся Атману да пребудут во мне.
(Все существа Вселенной имеют свое место в микрокосме тела практикующего.777)
Ом!
Да пребудет мир во мне.
Да пребудет покой в моем окружении.
Да пребудет покой в силах,воздействующих на меня.


1-2.После изучения Писаний в течение непорочного периода обучения
в течение которого он посвящает себя служению учителю,
Брахмачарин с дозволения учителя должен жениться на подходящей для него жене.
(Подходящей- значит на женщине соответствующей ему касты,
уровня образования и состоятельности,а так же имеющей совместимый гороскоп.
Женщина в Бхарате была обделена судьбой гораздо меньше,чем современная женщина в белом мире,
потому что выходя замуж,за человека одного с ней круга,воспитания и обеспеченности,
она подвергалась меньшему кол-ву стрессов,разочарований и неоправдавшихся ожиданий,
не говоря уже о рукоприкладстве,не свойственном высшим варнам).


Затем(в конце жизни домохозяина,он должен смело разжечь священный огонь(отречения)
и совершать жертвование Брахме и др. богам в течение дня и ночи.

3.Затем,после соответствующего разделения имущества между сыновьями
и отказа от всех чувственных наслаждений,
ему надо путешествовать по священным местам,как Ванапрстха.

4.Питаясь лишь воздухом,либо (воздухом и) водой,
или добавляя (в случае необходимости) подходящее корнеплоды (и фрукты),
он обязан найти всю мирскую жизнь внутри себя.
Ему не стоит (вспоминая минувшие дни) ронять слезы на землю.

5-7а.Как может человек,находящийся в обществе своей жены,
зваться отрекшимся (от мирской жизни)?
Как может тот,кто (лишь) называется (аскетом),быть отреченным?
Следовательно он должен очистить себя (сначала) отказом от результатов своих деяний,
посредством самоконтроля (Ванапрастха),а в дальнейшем принять отречение.
Он может достичь стадии "живущего в лесу" (Ванапрастхи)
после пребывания "поддерживающим священный огонь" (Домохозяином).
Он уходит,чтобы вести жизнь в лесу в самоконтроле,сопровождаемый своей женой,
как будто человек привязанный к ней.
(Супруга Ванапрастхи на этой стадии остается единственным связующим звеном между ним и миром.
Она так же может вести свою практику,проживая неподалеку.
Или остаться в миру,в семье сыновей,помогая отшельнику едой и др.
Ванапрастха обычно не удаляется далеко от дома.
Это еще не период скитаний Хамсы(Саньясина называют Хамса- лебедем),
а время обдумывания,постижения и сидячих практик).


7б.Почему он ведет жизнь (ниществующего монаха) в покаянии,
отказавшись от радости мирской жизни?
Что это за предстоящие страдания,мысль о которых заставляет его отказаться от больших удовольствий?
(Таков может быть вопрос жены)
"Я страшусь (несчастной) жизни в утробе (следующей матери),а так же страданий жары,холода и др.
Потому я желаю войти в пещеру (пристанище) отречения,
средства для лишенного боли,трансцендентного состояния (Брахмана)".
Таким образом (он отвечает).

9.Отрекаясь от священного огня,он не возвратится к нему
(даже мысленно повторяя мантры,сопровождающие жертвоприношение).

10.Ибо ставший умершим (угасшим),он сольется с приближающимся (знанием Брахмана).
(Ритуалы,совершаемые во время отречения,включают в себя и погребальный обряд.
Таким образом, отрекшийся считается умершим для внешнего мира.
Саньяса- это билет в один конец и не предполагает решения:"Я передумал". )


11.Он может повторять мантры,относящиеся к Себе.(Реализованному Я)

12.Ему следует иметь посвящение на ношение цветной (цвета охры) одежды.
(Так же необходимо удалить) все волосы,за исключением тех,что находятся на подмышках и итимных местах.
С поднятой (правой) рукой (он должен утвердиться как нищенствующий монах),
отбросивший путь мирской жизни.
Он обязан скитаться,не имея постоянного жилья.
Живя на пожертвования,ему надо предаваться глубоким размышлениям над (текстами Вед)
и медитировать (над своей идентичностью с трансцедентальным Брахманом).
Он должен обладать совершенным знанием (Павитрам),для защиты всех живых существ.
(Скитание и милостыня не предполагали бесцельное бродяжничество,
неряшливость и предавание порокам,как мы это представляем,глядя на современных нищих.
Саньясины переходили от одного святого места к другому,или жили на берегах рек по одному или общинами,
ежедневно омывались и натирались пеплом,исполняли взятые на себя обеты.
Накормить или приютить саньяси в доме считалось очень благоприятным знаком.
Получить его благословение или совет- большой удачей.
Где пребывал саньяси,там пребывала дхарма.)


13-14.(Эти) стихи таковы (сходны с предыдущими).
(Нищенствующий монах может иметь) сосуд для воды;чашу(для подаяний);перевязь(чтобы переносить свои пожитки);
сандалии,чтобы пересекать большие расстояния(буквально: три мира);залатанную одежду,защищающую от холода;
кусок ткани на поясе,покрывающей его наготу;очищающее кольцо(для очищения священной травой);
банное полотенце и врхнюю одежду.Все что сверх этого,аскет должен отдать кому-то.

15.Он должен спать на песчаном ложе у реки или рядом с храмом.
Ему не следует слишком часто беспокоить свое тело удовольствиями или болью.

16.Для умывания,питья и очищения надо использовать чистую воду.
Ему не следует удовлетворяться похвалой и не стоит проклинать осуждающих его.

17.Его чаша для подаяния должна быть (чашкой) сделаной из листьев
и материалом для мытья- как предписано служит (свежая земля).
(жир можно легко смыть водой,предварительно натерев тело или сосуд глиной)

18.Обеспеченный таким образом средствами к существованию,он должен с успокоенными чувствами,
непрерывно повторять мантры.
Мудрый (аскет) обязан реализовать в своем уме (идентичность индивидуального и универсального Я),
которое проявляется как Ом.

19.(Из Брахмана возник эфир) из эфира воздух;из воздуха огонь;от огня- вода;из воды- земля.
К (первопричине всего),первоначалу элементов- к Брахману я прибегаю (с благоговением).
Я ищу прибежища в вечном,нерушимом,неделимом Брахмане.

20.Во мне,океане чистого блаженства,множество раз возникают и разрушаются волны Вселенной,
из-за ветра причудливой игры иллюзии (Майи).

21.Я не связан моим телом,как небо не связано облаками.
Следовательно,как я могу иметь его (т.е. тела) характеристики,
во врмя бодрствования,сновидения и глубокого сна?

22.Я всегда за пределами представлений,подобно Акаше(пространству).
Я отличен от него (тела),как Солнце отлично от освещаемых объектов.
Я всегда неизменен,как неизменное (т.е. мировая гора Меру).
И как океан я беспределен.

23.Я- Нараяна,я победитель (демона) Нараки.
Я- Шива,разрушитель трех (воздушных) городов.
Я- Пуруша.Я- Величайший Господь.
Я- неделимое сознание,свидетель всего.
Нет ничего превыше меня.Я лишен чувства обособленности(эгоизма) и принадлежности(это мое).

24-25.Аскет должен путем практики (Йоги),объединить в теле жизненный воздух Праны и Апаны.
Он должен расположить (ладони) обеих рук у промежности,слегка прикусив (кончик) языка,
оставив снаружи кончик не более зерна ячменя.
Аналогичным образом направляя взгляд глаз,открытых на ширину зерна чечевицы вперед,
на уровне ушей и (с ногами,крепко упершимися) в землю,
он не должен позволять ушам (слушать),а носу нюхать (т.е. все пять чувств должны быть под контролем).
(Таким образом он заключает союз между жизненным воздухом Праны и Апаны).
(Сидя в устойчивой асане,руки сложив в мудру для медитации,прикрыть глаза так,
чтобы свет попадал в них,при этом чрезмерно не беспокоя.Кончик языка чуть прикусить.
Совершать в этом положении дхарану,добившись поворота чувств внутрь(Пратьяхары)).


26.(Поэтому жизненный воздух,проходящий посредством Кундалини через Сушумну,
растворяется в Сахасрара чакре в верхней части головы.
Затем видение,ум,жизненный воздух и "огонь" тела достигают) обиталища Шивы (и растворяются там)
Это Брахман.Это превосходящий все Брахман.
Тот (Брахман) будет достигнут практикой (Йоги),
которая облегчается овладением практикой в предыдущих рождениях.
(Чем меньше твой йогический опыт в предыдущих воплощениях,
тем тяжелее и фрагментарнее постижение йоги.
И тем напористее и интенсивнее должно быть усилие.
Легче всего даются практики тела.
Тяжелее всего- отречение,обеты и бхакти.

Если присутствует очень четкое понимание,
почему несчастливое рождение в Сансаре никогда не может дать успокоения,
значит треть пути позади.
Если при этом есть энергия и сильное желание делать технические практики,
для того чтобы поднять сознание с уровня Сансары,значит две трети пути пройдено.
Беда белого йогина в том,
что он не включает в уравнение практики, переменную кармических предрасположенностей,
и поэтому очень часто слишком долго блуждает в поисках того,
чем он успешно занимался в прошлых воплощениях и к чему у него есть сильные самскары.)


27.(С помощью) внешних и внутренних органов,знание всеведающего Брахмана,зовущееся сиянием,
достигает сердца и поддерживается дееспособностью жизненного воздуха.
(Затем оно пройдя вверх по Сушумна нади) и пробивает череп у верхушки тела,
тогда йог постигает неразрушимый и всеведающий Брахман.

28.Те (святые),которые достигают состояния "за пределами",
через проход в черепе на верхушке тела,никогда не вернутся(не родятся в Сансаре),
для них осознание низшего идентично осознанию высшего.

29.Свойства видимых объектов не затрагивают видящего,отличного от них.
Свойства домохозяина не затрагивают того,кто остался не затронутым любыми модификациями ума,
подобно лампе (которая не страдает от смены объектов,которые освещает).
(Упанишада называет предметы- не имеющими отдельного существования.
Ибо глаза не видят,уши не слышат и т.д.Они лишь воспринимают вибрации определенного диапазона.
Сами предметы рисует ум.
Таким образом привязанность ума к объектам, сводится лишь к его привязанности к своей деятельности.
Как только эту привязанность удается преодолеть с помошью правильного размышления над этим вопросом
и правильных,регулярно повторяемых практик- загадка Сансары становится разрешенной.
И иллюзия потихоньку выпускает Дживу из своих объятий.
Если накопившихся изменений достаточно,то Джива более не получает рождения в Мирах заблуждений.
)

30.Пусть меня не связанного (мудрого) изваляют в воде или земле,я не затронусь их свойствами,
подобно тому,как пространство (в горшке) не затрагивается характеристиками горшка.

31-32.Я свободен от (последствий) деятельности,изменений,лишен частей и форм.
Я невообразимый.Я вечный,самодостаточный,недвойственный.
Я- форма всех (существ).Я есть все.Я выходящий за пределы всего,единый не имеющий второго.
Я- единое,неделимое знание.Я собственное внутреннее блаженство.

33.Видя везде Себя,рассматривая Себя не имеющим второго,наслаждаясь Своим блаженством,
Я остаюсь не раздумывающим(не включающим ум).

34.Гуляя,стоя,лежа или еще как-нибудь,
мудрец,наслаждающийся Атманом будет жить,как он хочет
(исполняя свои обязанности либо покинув мир) и достигнет в конце освобождения.

Такова Упанишада из Сама-Веды.


Ом!
Пусть мои конечности(органы действия),речь,прана,глаза,уши,
жизненная энергия,а так же все чувства- укрепятся.
Все существующее- есть Брахман,описанный в Упанишадах.
Пусть я никогда не отвернусь от Брахмана,а он не отвергнет меня.
Пусть не будет отказа ни в чем.
Пусть не будет отрицания хотя бы с моей стороны.
Пусть добродетели,которые провозглашены в Упанишадах пребудут во мне.
Поклоняющиеся Атману да пребудут во мне.

Санньяса Упанишад из Сама-Веды.

Translated by Prof. A. A. Ramanathan
Перевод на русский Гена 777



Ом!
Пусть мои конечности(органы действия),речь,прана,глаза,уши,
жизненная энергия,а так же все чувства- укрепятся.
Все существующее- есть Брахман,описанный в Упанишадах.
Пусть я никогда не отвернусь от Брахмана,а он не отвергнет меня.
Пусть не будет отказа ни в чем.
Пусть не будет отрицания,хотя бы с моей стороны.
Пусть добродетели,которые провозглашены в Упанишадах пребудут во мне.
Поклоняющиеся Атману да пребудут во мне.

Первая глава.

1.Теперь мы должны разъяснить Упанишаду об отречении.
Тот,кто согласно установленному порядку (четырех ашрамов жизни) отказывается
(от основных наклонностей,таких,как стремление к богатству и т.д.),
тот становится отреченным (от мирской жизни).

Что называется отречением?
Как отрекаются?
Тот уберегает себя с помощью (следующих) действий,
кто имеет (для своего отречения) согласие матери,отца,жены,сыновей и родственников.
Он должен собрать всех священнослужителей,которых знает
и как ранее (с их согласия) исполнить жертвоприношение Вайшванара (для благополучия всех людей).
Ему надо (после раздела имущества между родственниками),раздать оставшееся богатства священнослужителям.
Для священников- певцы (Ведических гимнов являются достойным даром).
Пять (жизненных) воздухов: Прана,Апана,Вьяна,Удана и Самана
(символически) размещаются в священные сосуды над пятью жертвенными огнями:
Ахаванья,Гархапатья,Анвахарьяпачана,Сабхья и Авасатхья.
Сбрив все волосы,вместе с пучком на голове,разорвав священную нить и глядя на сына,
он должен освятить себя мантрой:
-Ты есть Бог Брахма.Ты есть жертва.Ты есть все сущее.
Если у него нет сына,тогда ему необходимо освятить себя таким же образом,
и не колеблясь,отправиться как нищенствующий монах на Восток или Север.

Он может получать милостыню от (людей) четырех каст.
Он должен есть из сосуда в своих руках,и рассматривать пищу,как лекарство.
Принимать пищу,как лекарство (т.е. с великой умеренностью).
Он ест пищу такую,какую дают и там,где ее дают (без недовольства) для простого пропитания,
таким образом,чтобы она не превращалась в жир.

Утвердившись в умеренности,он может обрести приют на одну ночь в деревне,
и пять ночей в городе.
А в течении четырех дождливых месяцев проживать в деревне или городе.
(Интерпретация) Четырнадцать суток в месяц он может находиться (в постоянном месте жительства),
но не более двух месяцев подряд.
Если он не в состоянии терпеть (жару или холод),то может принять в подарок изорванную одежду
или одежду из коры (бересты).
Не должно ему принимать никакой другой.
Для покаяния может терпеть боль (беспристрастно).

Что же тогда является священным шнуром,пучком волос(на темени),ритуалом питья воды из сосуда для того,
кто отрекся вышеописанным способом и кто таким образом смотрит на все в правильной перспективе?
Тому (вопрошающему) этот ответ.

Священный шнур- его медитация на Атман.
Брахма-видья- его пучек волос.
Утолние жажды с помощью сосуда своего чрева,выполняет (церемониальные) обязанности с водой.
Так как место его пребывания- берег реки (или водоема),
он (соприкасается с водой) как в течение дня,так и ночи.
(Просветленный отшельник выше ограничения времени).
Так было сказано Ведическим мудрецом (в мантре):
-Для него существует (только) одно (время)- день.
Тот,кто знает это,постигает Атмана,через (отречение).

Глава вторая.

1.Только тот имеет право на отречение,
кто прошел через сорок очистительных ритуалов (самскар),
отрешился от всех (мирских) вещей,обрел чистоту ума,
сжег желания,зависть,нетерпение и эгоизм
и опытен в четырех дисциплинах духовной жизни (садханах).

2.Принимая решение об отречении,тот,кто не связан (негативными качествами),
должен самостоятельно принять покаяние (Праджапатья)(как искупление).
после этого,он имеет право отказаться (от мира).

3.Тот,кто приняв решение (об отречении) позже отрицает это,
тот,кто поддерживает падшего подвижника (как если бы он был истинным),
и тот,кто создает препятствия на пути тех (кто желает отречения),
эти три (класса людей) называют падшими.

4.Теперь о тех,кто хотя и обладает бесстрастием,но не имеет права на отречение:
евнух,падший человек,калека,женщина,глухой,ребенок,умственно неполноценный,
еретик,доносчик,ученик (не окончивший свое обучение),анахорет Вайкханса (принадлежащий к Вайшнавской секте),
ярый Сайвит (Харадвиджа),преподаватель обучающий за деньги,мужчина с обрезанной крайней плотью
и тот,кто не имеет ритуального огня.

Даже если они отказываются от мира,то не имеют права на толкование великих священных текстов.
(таких,например,как "Ты есть То")

5.Сын того,кто пал из аскетической благодати,имеющий заболевание ногтей,обладающий коричневыми зубами,
чахоточный,увечный- все они не в праве отрекаться.

6.Никогда не следует допускать отречения того,кто только что стал домохозяином;
того,кто совершил великие грехи;кто потерял касту
вследствие невыполнения основных очистительных ритуалов (вритья)
и того,кто проклят.

7.(Опять же) никогда не следует разрешать отречения того,кто не исполняет религиозных обрядов;
не совершает яджни и покаяния; лишен милосердия,не подает и не жертвует в ритуальный огонь,
а так же не изучает писания,как и тех,кто сторонится истины и чистоты.
Они не заслуживают отречения.
Никто не может обойти установленный порядок,кроме того,кто сильно страдает.

8.Тому,кто (назван отрекшимся) следует избавиться от своего пучка волос (на темени),читая:
-Ом,Бхух Сваха.
Произнося мантру:
-Священная нить не должна оставаться снаружи.
Даруй мне славу,силу,духовную мудрость,бесстрстие и рассудительность,-
он должен разорвать священную нить (брахмана)
и оставить ее в воде вместе с одеждой и набедренной повязкой,произнеся:
-Ом Сваха.
Затем повторить трижды:
-Я отрекаюсь.

Видя брахмана,который отрекся от мира,солнце сдвигается со своего места (подумав):
-Этот человек достигнет Брахмана,пройдя через мой диск.

10.Тот мудрец,который говорит:
-Я отрекся,-
поднимает к славе и величию, шестдесят поколений его семьи до него и шестдесят после.

11.Все изъяны рождения плохих сыновей и все дефекты врожденных телесных недугов,
поглощаются огнем (на момент отречения),как огонь переплавляет руду в чистое золото.


12.(Читая мантру):
-Друг,защити меня,он (отрекшийся)должен принять (символический) посох.

13.Подвижник должен носить посох из гладкого цельного бамбука (с корой),
чьи побеги выросли на священной земле и лишены изъянов.

14.Бамбук надо подобрать такой,чтобы на нем не было следов лесного пожара,
невредимый червями с блестящими суставами,длинной достающий до носа,головы или межбровья.

15.Тесная связь устанавливается между аскетом и посохом.
Мудрый никогда не проходит без посоха дистанцию больше трех полетов стрелы.

16.Промолвив мантру:
-Вот сосуд с водой,который питает мир.Никогда не говори мне нет,о ты,который приятен для всех,-
он должен получить сосуд для воды.
Облачившись в одежду йога (помогающую в медитации),он должен войти в подходящее состояние ума.

17.Отказаться от (концепций) праведности и неправедности (дхармы и адхармы),
отрешиться одновременно от правды и неправды,
а сделав это,безжалостно отбросить все то,от чего он отказался (т.е. дуальность).

18.Аскеза,в результате бесстрастия;аскеза в результате духовной мудрости;
аскеза в результате мудрости и бесстрастия и аскеза из-за отречения-
эти четыре вида (аскезы) достигаются.

19.Это есть,как оно есть.
Тот стал аскетом,в результате бесстрастия,
кто равнодушен к чувственным объектам,видимым или слышимым
и отрекся (от мира) из-за влияния предыдущих хороших поступков.

20.Только тот считается подвижником,ставшим в результате Гьяны,
кто будучи мертвым для мирской жизни,
вследствие (истинного) знания писаний и слушания опытных людей в грехе и добродетели,
при том отбросив давнишнюю привязанность к телу,писаниям и миру,
считает никчемным,подобно блевотине,всю мирскую деятельность,
устоялся в четырех дисциплинах духовной жизни и затем отказался от мира.

21.Изучивший в установленном порядке все писания и испытавший все (превратности жизни),
тот является аскетом в результате Гьяны и бесстрастия,кто оставляет свое тело,
путем медитации на природе Я,из-за Гьяны и своей непривязанности и отрекается,
становясь обнаженным (как только что родившийся).

22.Завершив период ученичества брахмачарьей,затем став домохозяином,
и сменив это на этап жизни в лесу (Ванапрастхой),
отрекшийся (от мира) только в результате соблюдения порядка жизни (четырех ашрамов),
хотя и не обладающий непривязанностью,тот называется аскетом отказавшимся от действия.

23.Отречение бывает шести видов (соответственно так же называются и аскеты):
Кутичака,Бахудака,Хамса,Парамахамса,Турьятита и Адвахута.

24.Аскет Кутичака сохраняет пучек волос на голове и священную нить,носит посох и сосуд для воды,
набедренную повязку и залатанную одежду.
Он посвящен служению отцу,матери и учителю,оснащен сосудом,
лопаткой,перевязью и т.д.
Одинокий,зависимый от еды в одном месте (родственники кормят его),
носит на лбу перпендикулярный(вертикальный) знак из белого сандала и посох с эмблемой из трех линий.

25.Аскет Бахудака носит пучек волос и т.д. залатанную одежду
и три горизонтальные линии из священного пепла на лбу,
он подобен во всех отношениях Кутичаке,за исключением того,
что живет на восемь глотков пищи в день,собранных (как милостыня) из восьми домов,
подобно пчеле,собирающей мед.
(Бахудака имеет право обойти восемь домов в поиске пищи,если он не получит ее там,
то голодает до следующего дня.Собранной пищей он может только восемь раз наполнить рот,
все,что осталось,жертвуется другим живым существам:животным,насекомым и т.д.)

26.Аскет Хамса носит длинные волосы,ставит на лоб знак Акаши из трех горизонтальных линий,
нанесенных священным пеплом, либо одну перпендикулярную,нанесенную сандалом,
живет на еду собранную в виде милостыни без ограничения и одет лишь в набедренную повязку.

27.Аскет Парамахамса лишен пучка волос и священной нити,получает еду в сосуд,который держит в руках,
носит единственную набедренную повязку,имеет одну залатанную одежду и один бамбуковый посох.
Он может быть одет в одно одеяние либо натирается вместо него священным пеплом.
Парамахамса отказался от всего (имущества и привязанностей).

28.Аскет Турьятита живет фруктами,которые ему вкладывают в рот,подобно корове,
если он ест варенный рис (получаемый как милостыня),то из трех домов.
У него осталось одно лишь тело (более никакого имущества или привязанностей).
Он наг (говорится,что он одет в стороны света)и рассматривает свое тело,как если бы оно было трупом.

29.Аскет Адвахута не подчиняется фиксированным правилам.
Он ест еду,как питон,когда получает ее от лиц всех каст,за исключением падших или проклятых и
и всегда вовлечен в медитацию на природе своего Я.

30.Я конечно же не из этого мира,состоящего из деревьев,травы и гор.
Как могу я,Высшее Существо,быть внешним (явлением),инертным по своей природе?
Я не тело,неразумное и скоропортящееся.

31.Я не звук,который не разумен и происходит от пустоты или формы пустоты,
и остается на короткое время захваченным внутренней полостью уха.

32.Я не прикосновение,которое неразумно,но в котором есть жизнь,предоставленная сознанием
и которым может быть испытано через кожу лишь моментальное существование и ничего другого.

33.Я не вкус,неразумный,зависящий от материи и испытываемый короткое время,
малозначительный и порожденный к существованию изменчивым языком при помощи непостоянного ума.

34.Я не форма(рупа),неразумная,не существующая в едином Свидетеле (Брахмане),
скоропортящаяся и зависящая от зрения и объекта зрения
и имеющая лищь моментальное существование.

35.Я не запах,который неразумен,тонкая и неуловимая форма,порожденная к существованию
непостоянным носом,который на самом деле мертв к запахам.

36.Я только чистое Сознание,лишенное частей,чувста "я" и мыслей,
находящееся в покое,за пределами наваждений пяти чувств.

37.Я единое Сознание,лишенное места поклонения и я освещающее,вездесущее (снаружи и внутри),
лишенное частей и загрязнений.
Я- свет неделимого Сознания,всепроникающего и единственно существующего.

38.Это только из-за меня все вещи,такие как горшки,одежды и даже Солнце,
освещаются само-сиянием,как лампой.

39.Это только благодаря мне,моему внутреннему озаряющему сиянию,
различные чувства активны,подобно тому как множество искр сияет из-за огня,пылающего внутри.

40.Это чистое око сознания,наслаждающееся бесконечным блаженством,
сверкающее даже когда все остальное исчезает- победно сияет во всех глазах.

41.Приветствую,приветствую,себя единого,представленного во всех существах и
состоящего из сознания, свободного от (ограничения) познаваемого объекта
и пребывающего вне форм индивидуальных "я" (сознаний).

42.Различные,явно видимые силы (такие,как земля и т.д.), на самом деле лишь отображаются разнообразными,
благодаря тому же свободному от изменений Сознанию,одному единому,
неподвластному ограничениям времени (кАла) и разделенности (калА).

43.От Сознания,которое находится за пределами трех длительностей (прошлого,настоящего и будущего),
и которое лишено восприятия объектов и отбрасывает индивидуальность Души, там остается только единство (Себя и Брахмана).

44.Воистину (Сознание),находящееся за пределами досягаемости слов,
кажется оставленным из-за преодоленного эгоизма (т.е. пребывания в недвойственности),
как если бы оно было вечным не-существованием.

45.То же Сознание,слегка окруженное нечистотой желаний или нежеланий,
не сможет подняться вверх,как птица,связанная лентой.

46.Люди (подверженные) заблуждениям ,(происходящим) от пар (противоположностей),рожденных желанием и ненавистью,
становятся похожи на червей,пребывающих в земле.

47.Приветствую Атмана,неотличимого от Сознания.
Я сейчас- овладевший (истиной),Я- пробужденный,Я- поднявшийся (над иллюзией).

48.Я поднялся над сомнениями.Я тот,кто я есть.
Приветствие тебе.Тебе и мне вечным.Тебе и мне,состоящим из сознания.

49.Приветствие Тебе- Верховному Богу, и приветствие Мне- Шиве.
Хотя сидящий Атман не сидит,а идущий- не идет.
Хотя он спокоен,но все же вовлечен в деятельность,хотя он выполнят действия,но не пятнается ними.

50.Он чрезвычайно доступен,он легко узнаваем,как близкий родственник.
Он как пчела в цветке лотоса каждого тела.

51.У меня нет ни желания удовольствия,ни отказа от удовольствия.
Пусть то что должно, приходит и уходит.

52.Когда ум успокоился в себе и освободился от эгоизма,
когда мысли растворяются в себе- Я остаюсь,единый и счастливый.

53.Мой враг (дуальность) отброшен(т.е. растворен) в чистом Атмане-вибрации единства,
лишенной мыслей,эгоизма,идей и желаний.

54.Разрывая оковы сильных желаний клетки моего тела,
птица не-эгоизма взлетела и умчалась прочь.

55.Тот,кто лишен эгоизма,чей разум не испорчен и кто относится равно ко всем существам,
жизнь того сияет ярко.

56.Тот,кто смотрит на этот (феноменальный мир),как (беспристрастный) свидетель,
с умом прохладным внутри,тот освобожден от любви и ненависти.
Его жизнь благословенна.

57.Тот,кто понимая правильно,оставляет нежелаемое и желаемое
и устанавливает свой ум в покое,жизнь того- благословенна.

58.Когда связующее звено между человеком и объектом (который он воспринимает) исчезает,
приходит внутренний покой.
Когда покой внутри установился- это называется освобождением.

59.Подобно тому,как прожаренные семена больше не проращиваются в мирские рождения,
скрытые желания становятся чистыми в сердце того,кто освобожден при жизни.

60.(Это скрытое желание реализованной Души)- очищеное,очень правильное,
входит в сферу чистой природы,состоит из медитации на Атман и является вечным.
Оно как бы пребывает в глубоком сне.

61.Понимание без ума- воистину является индивидуальным Сознанием.
Являясь природой успокоившегося ума,оно не загрязняется восприятием (различий).

62.Где ум пребывает в покое- там истина и благоприятствие.
Это истинное состояние.Это всеведение.И это действительно полное удовлетворение.

63.Разговаривая,давая,беря,открывая и закрывая глаза-
Я всегда чистое Сознание,блаженство (происходящее) от прекращения процесса мышления.

64.Отбросив загрязнение воспринимаемыми объектами,тщательно удерживая ум в строгой тишине,
и разрезав огненный путы желаний,Я остаюсь лишь чистым Сознанием.

65.Я оставил в покое мысли о хорошем и плохом,не испытываю беспокойства от приятного и неприятного,
Я лишь чистое Сознание.

66.Отбросив идеи о "себе" и "остальных",не принимая ни одну из сторон в мирских событиях,
и вцепившись в Атман,как в алмазный столп- Я стабилен.

67.Я остаюсь в моем Сознании,которое чисто,лишено надежд,свободно от желаний и нежеланий,
и избегает обоих и желаемого и нежелательного.

68.Зачем мне теперь внутренняя радость,если я пребываю в самосвечении?
Зачем теперь горная пещера моему успокоенному уму?

69.Зачем мне достигать неподвижности камня, (практикуя) глубокую медитацию неразличения (Нирвикальпа Самадхи),
если оставаясь немым в медитации покоя и неразделенности,я служу пристанищем для птиц,
вьющих гнезда на моей голове.

70.Срубив деревья воображения и лианы сильных желаний в лесу моего ума,
и достигнув широких равнин (духовной мудрости),я счастливо наслаждаюсь жизнью.

71.Я иду по этому пути (мудрости),одинокий и не обремененный (привязанностями).
Я успешный (в постижении истины).Я- освобожденный,лишенный желаний,неразделенный и не хотящий ничего.

72-73.Состояние чистоты,силы,реальности,сердечности,истины,правды,знания,блаженства,покоя,наслаждения,
полноты,истинного богатства,обладание сиянием и единством,-
думая так об истинной природе своего Я,нищенствующий монах без сомнений постигает настоящую свободу,
и воистину становится "одним,без другого" (т.е. единым с Брахманом).

74.Если кто-то сильно страдает,то отречение им должно быть принято в вышеописанном порядке.
(Аскет) не должен общаться с женщинами низких каст,
теми,кто пал из добродетелей и женщинами,которые прокляты.
Аскет не участвует в пуджах богам,но лишь присутствует как свидетель на (храмовых) фестивалях
Целью отшельничества не является только лишь Рай.
Сильно страждущие и аскеты Кутичака достигают миров Бхур- и Бхувар-Локи.
Аскеты Бахудака- Раев Сварга-Локи.
Хамса достигают миров истины Сатья-Локи.
Подвижники Турьятита и Адвахута достигают высшего блаженства в самих себе,
глубоко медитируя на истинную природу Я.

75.Практика изучения текстов,которая в корне отличается от медитации над природой Я- бесполезна,
как перевозка цветков шафрана,являющихся лишь обузой для верблюда.
Аскет не практикует науку йоги или Санкхьи,не совершает ритуалов с мантрами и тантрами,
и не изучает другие религиозные трактаты (шастры). Если он делает так,то это подобно украшению трупа.
Такой отшельник так же далек от духовного знания,как сапожник.
Странствующий монах не должен упоминать имени (носимого им на предыдущих этапах жизни).
Каждый пожинает плоды действий,которые совершает.
(Поэтому подвижник) должен отдать все без сожаления,как он отказался бы от пены на касторовом масле.
Он не может быть получателем подношений,делаемых Богам.
Он так же не должен совершать внешние ритуалы поклонения Богам.

76.Отказавшись от всего,кроме себя;
потребляя еду,собранную в виде милостыни с определенного числа домов (как пчела собирает мед);
будучи худым и избегая увеличения жира (в своем теле)- он должен странствовать.
Он должен проводить время (вкушая еду),собранную как подаяние с определенного числа домов,
пользуясь рукой или своим ртом,как сосудом.

77.Мудрец,утвердившийся в Я,должен принимать еду,которая способствует реализации (Я).
Две части живота должны быть заполнены едой,одна- водой,
одна четверть надо оставить для движения воздуха.

78.Он всегда должен жить на подаяние.Никогда не следует есть еду,полученную только из одного дома.
Он должен посещать те дома,где живут люди,выглядящие беззаботными (т.е. приступающими к трапезе,
только после жертвования пищи).

79.Он может ожидать милостыню из четырех или семи домов,в которых домохозяин исполняет религиозные ритуалы.
Он может ожидать подаяния до периода доения коров (после обеда).
Не получив милостыню в доме,он не должен возвращаться туда вновь.

80.Пост предпочтительнее (добывания пищи) преданными (домохозяевами)
Непрошенная (предложенная) пища лучше поста.
Испрошенная милостыня лучше,чем просто предложенная еда.
Следовательно,он должен существовать на подаяние.

81.Прося милостыню,никогда не следует входить в дом с черного входа.
Аскет не должен заблуждаться,проходя дом насквозь и не видя в этом никакого вреда.

82.Он не должен просить милостыню у преподавателя Вед,если она (дается) без веры и преданности.
Отшельник может получать милостыню в доме дваждырожденного,потерявшего свою касту,
если она предлагается с верой и преданностью.

83.Милостыня с числа домов без планирования;
подаяние,которое планируется;
непросимое пожертвование;
разовое;
и единственно предложенное (как в монастырях),-
таковы пять видов милостыни.

84.(Первым видом) подаяния с числа домов,называется то,которое получается
с пяти или семи домов,без предварительного обдумывания,подобно пчеле,собирающей (мед с цветов).

85.(Второй вид) милостыни предварительно оговаривается и одобряется после многократых просьб преданных,
тем же утром или днем ранее.Тем не менее отшельник может принять это подношение.

86.(Третий вид подаяния)- непросимый,есть то,которое получено от кого-то,как приглашение пообедать,
когда пришло время идти за милостыней.Оно тоже может быть съедено подвижником (жаждущим освобождения).

87.(Четвертый вид) - это еда,предложенная Брахманом,когда он приближаются к дому за подаянием.
Эта еда должна быть съедена аскетом.

88.Мудрые,желающие освобождения,говорят,что (пятый вид) милостыни- еда,предложенная (отшельнику в монастыре),
Это готовое блюдо,принесенное Брахманами в монастырь.

89.Подвижник должен существовать на подаяние,испрашивая от двери к двери,
хотя бы это были дома людей лишенных касты.
Он не должен постоянно есть в одном доме,даже если его хозяин приравнивается к наставнику Богов.
Он должен существовать на милостыню,прошенную или непрошенную.

90.Воздух не портится от соприкосновения (с объектами).Огонь- от процесса горения.
Вода- от мочи и фекалий (пребывая в них).А странствующий монах- от недостатка еды.

91.Когда (в домах) дым перестал идти,пестик (для растирания риса) пребывает в покое,
огонь в печи погас,и люди пообедали-
аскет должен идти за подаянием (поздно после обеда).

92.Он должен принимать милостыню от всех,кроме проклятых,падших,еретиков
и людей из класса занимающегося исключительно храмовыми богослужениями.
А в тяжелые времена- от всех каст.

93-94.Отшельник (рассматривает) топленое масло- как мочу собаки,
мед- как алкогольный напиток,растительное масло- как мочу свиньи,
приправы- как чеснок,пироги,сделанные из черной фасоли- как говядину,
и молоко- как мочу.
Поэтому аскет должен избегать,прилагая все усилия,топленого масла и т.д.

95.Йогины никогда не едят еду,смешанную с топленым маслом,приправами.
Используя свою руку,как сосуд,он не должен идти за милостыней более одного раза в день.

96.Когда отшельник ищет пищу (только) своим ртом,как корова,
то становится равноотносящимся ко всему,поэтому он пригоден для бессмертия.

97.Отрекшийся должен отбросить топленое масло,как кровь;
постоянную трапезу в одном доме,как мясо;
использование косметики,как измазывание в нечистотах;
соль и патоку,как потерявшего касту;
одежу,как грязную посуду;
маслянные ванны,как куртизанок;
приятную компанию друзей,как мочу;
желания,как говядину;
знакомые места,как хижину лишенного касты;
женщин,как змей;золото,как смертельный яд;
зал собраний,как кладбище;
столицу,как ад;и пропитание в одном доме,как рисовые шарики на похоронах.
Он не поклоняется Богам.
Отрекшись от пути мира,он должен стать "освобожденным при жизни".

98.Постоянное пребывание (в одном месте),сбор милостыни в миску,
собирание имущества (посох и т.д.),принятие учеников,сон днем (дивасвапанах)
и бесполезные разговоры- это шесть грехов аскета.

99-103.Постоянное пребывание ( в одном месте),за исключением сезона дождей,
называется постоянным пребыванием (асана).
Приобретение еще одного сосуда,такого,как сосуд из тыквы и т.д.,
для ежедневного использования называется приобретением сосудов (патралопа).
Собиранием (самчая) называется приобретение второго посоха и т.д. для будущего использования,
тем,кто уже имеет один.
Прием учеников для персональных услуг,прибыли,достоинства и славы,
а не из сострадания (и помощи им),называется собиранием учеников (шишьясамграха).
Обучение (Ведам) называют днем,т.к. оно освещает,
невежество (авидья) зовут ночью.
Небрежность в обучении называют "дневным сном" (дивасвапнах).
За исключением речей,относящихся к Я и во время получения милости ,(дарования) благословения,
и вопросов-ответов (относительно Я),любые другие разговоры считаются бесполезными (вритхаджалпа).

104.Еда из одного дома,гордость,зависть,украшение косметикой и цветами,жевание бетеля,
масляные ванны,спорт,стремление к наслаждению,
медицина,продлевающая жизнь и отодвигающая старость (расаяна).

105.Хвастовство,оскорбительные выражения,призывание благословения,астрологические предсказания,
продажи и покупки,споры,дебаты на тему ритуалов,грех против Гуру и писаний.

106-107.Примирение,борьба,повозка,носилки,белая одежда,выделение семенной жидкости,
сон в дневное время,чаша для подаяний,золото,смола мирра,зерно (для разведения или
мистического письма используемого в построенных мандалах Божеств),ранение,жестокость,
половые сношения,все это отбрасывается йогой отречения,как и обеты,такие как обязанности домохозяина.

108.Семья,Ведическая община (из периода Брахмачарьи),все семьи отца и матери,богатство-
все это запрещено для аскета.
Если он прибегает к ним,то совершает падение (из отречения).

109.Мудрый,даже если он очень стар, не должен доверяться старой женщине.
Даже в очень ветхой,залатанной одежде,старые лоскуты срастаются намертво (когда сшиты).

110.Недвижимое имущество,переносимые вещи (для служителей),семена (для выращивания),
смола мирра и оружие- этих шести аскет не должен касаться,как если бы они были мочей и нечистотами.

111.Подвижник не должен брать с собой в странствия даже малейшей толики провизии,
за исключением случаев,когда он находится в опасности.
В тяжелые времена,он может получить початок кукурузы,когда приготовленную еду найти невозможно.

112.Странствующий монах,если он не болен,а так же молодой монах,не должны оставаться в доме (любого домохозяина),
Ему следует быть готовым не только принять,но и отдать все что угодно, кому угодно, в любое время.

113.С чувством смирения, отшельнику необходимо стремиться к обеспечению благополучия других существ,
занимаясь только лишь выпрашиванием приготовленной или неприготовленной еды у других,он совершает падение (из аскезы).

114-115.Аскет стремящийся накормить других,который принимает в дар одежду,к примеру шерстяную одежду или др.,
так же,как и не ношеную одежду,без сомнения падает из добродетели.

116.Для контроля речи,должно блюсти молчание;
для контроля тела- необходимо голодать;
для контроля над умом,предписана пранаяма.

117.Существа связываются (мирскими) действиями и освобождаются духовным знанием.
Посему дальновидные подвижники не выполняют (мирских) действий.

118.На дорогах трепещут на ветру (порванные) одежды,
милостыню могут подать везде,
земля- это огромная кровать,
как же тогда может аскет печалиться?

119.Подвижник,жертвующий весь мир огню духовной мудрости,
(символически) перенося ритуальный огонь на свое Я,
тот великий аскет- есть истинный Агнихотрин (освятитель и хранитель священного огня).

120.Продвижение на духовном пути возможно двумя способами:
подобно кошке и подобно обезьяне.
Практикующий духовную мудрость (Джняну),подобен кошке,
Второй способ (Апара Брахман) подобен обезьяне.
(Эти пути разнятся тем,что в одном случае,аскет активно ищет Брахмана,
подобно тому,как детеныш обезьяны ищет свою мать,прыгая с ветки на ветку.
В другом случае он,как мяукающий котенок,зовет кошку,произнося имя Бога.
И Бог сам находит его,как кошка находит детеныша.777)

121.Аскет не заговаривает ни с кем,пока к нему не обратятся.
А так же не разговаривает с тем,кто обращается неправильно.
Мудрый человек,хотя и знает,но должен вести себя в миру так,как остальные недалекие.

122.Столкнувшись с обилием грехов (т.е. когда плоть становится слабой,не подвластной голосу мудрости),
он должен практиковать (осмысленное) повторение Тараки (Ом) 12 000 раз (в день),для прекращения его грехов.

123.Верховный Брахман сияет тому,
кто двеннадцать месяцев мягко повторяет Пранаву двеннадцать тысяч раз в день.

Так (заканчивается) Упанишад.


Ом!
Пусть мои конечности(органы действия),речь,прана,глаза,уши,
жизненная энергия,а так же все чувства- укрепятся.
Все существующее- есть Брахман,описанный в Упанишадах.
Пусть я никогда не отвернусь от Брахмана,а он не отвергнет меня.
Пусть не будет отказа ни в чем.
Пусть не будет отрицания, хотя бы с моей стороны.
Пусть добродетели,которые провозглашены в Упанишадах пребудут во мне.
Поклоняющиеся Атману да пребудут во мне.

Здесь заканчивается Санньяса Упанишад,входящая в Сама-Веду.

 

Парамахамса Паривраджака Упанишад.

Translated to English by Prof. A. A. Ramanathan
Перевод на русский Гена 777



Ом ! O Дэвы, позвольте нам услышать своими ушами, что является благоприятным;

Пусть мы видим своими глазами, что благоприятствует, О вы, достойные поклонения !

Пускай мы наслаждаемся сроком, отведенным Дэвами,

Восхваляя их нашим телом и конечностями постоянно !

Славный Индра да благословит нас !

Всезнающий Сурья да благословит нас !

Гаруда- молния, уничтожающий зло, да благословит нас !

Пусть Брихаспати дарует нам благополучие !

Ом ! Пусть будет Мир во мне !

Пусть будет Мир в моем окружении !

Пусть будет Мир во всех силах, которые действуют на меня !


1.Когда Бог Брахма приблизился к своему отцу Адинараяне- Высшему существу,
и выразив почтение спрсил его:
-Господи!Из твоих уст все,что касается природы каст и законов было услышано,узнано и понято.
Теперь я хочу узнать признаки нищенствующего монаха Парамахамсы.
Кто имеет право на отречение?
Как характеризуется странствующий монах?
Кого называют монахом Парамахамсой?
Какова должна быть его милостыня?
(Молю),изложи мне все это.

Тогда Господь Адинараяна ответил:
-(Имеющий право на отречение)- есть тот мудрый,
кто прошел трудный курс изучения священных знаний у хорошего наставника;
осознал усилия,необходимые для счастья как в этом мире,так и в следующем;
понял необходимость отвратиться,как от рвоты,от трех (основных) желаний,
трех основных наклонностей (от привязанности к телу и т.д.),от "это мое", и от эгоизма.

Кандидат должен окончить обучение в статусе брахмачарьи,
котоое является средством для достижения пути к освобождению,
и стать домохозяином.
Из стадии домохозяина,ему необходимо стать лесным жителем (Ванапрастхой)
и лишь затем отречься от (мирской жизни).
Альтернативно он может отречься прямо со стадии Брахмачарьи,Грихастхи или Ванапрастхи.
Является ли он держателем обетов или нет,окончил ли он курс обучения,
отказался ли от огненных жертвоприношений или не поддерживал священный огонь,
он должен отречься в тот самый день,когда разочаровался в мире.

Таким образом,порвав с мирскими делами,не важно в качестве Брахмачарьи,Домохозяина или Ванапрастхи,
ему необходимо получить одобрение отца,матери,жены и ближайших родственников,
а при отсутствии таковых- у ученика или соседа по комнате (и затем отказаться от мира).

2.(Некоторые законодатели) предписывают жертвоприношение,называемое Праджапати
(которое возглавляет Брахма и руководимые им Боги,принимая отречение дваждырожденного).
Но (хотя так и предписано),можно не делать этого.
Необходимо лишь выполнить жертву Агни (Божеству огня)для Агни жизненного дыхания (Праны).
Тем самым укрепляется жизненное дыхание.

Затем исполняется жертвоприношение Трайдхатавйя,(которое возглавляет Бог Индра).
(Жертвуются) три жизненно важных жидкости,а именно Сатва (семя),Раджас (кровь),Тамас (??? темное)
(для того,чтобы приобрести силу огня).

(Совершив жертвоприношение в установленном порядке,отрекающийся должен вдыхая дым священного огня,
прочесть следующую мантру:)
"О,Агни! Это (жизненное дыхание) твой источник.
Так как ты был рожден в подходящее время,то всегда пребываешь в блеске.
Зная Его (Атман,свой первоисточник),Ты можешь объедениться с Ним.
Позволь же увеличиться нашему богатству (духовного знания)".
Говоря так,он должен вдыхать запах(жар) огня,который и есть источник Агни и жизненная сила.
"Возвращайся к Пране.Возвращайся к своему источнику.Сваха.",- такова мантра.

Получив священный огонь из дома человека,хорошо разбирающегося в Ведах,
необходимо вдыхать запах благодатного огня,как было описано ранее.
Если отрекающийся страдает (от болезни) или не может получить священный огонь,
то он должен принести подношения в водах.
Жертвоприношение в воде делается для всех Богов.
Читая: "Я предлагаю жертву всем Богам.Сваха",-он должен разделить подношение,
и взяв (маленькую часть) от предложенной жертвы,смешанной с гхи,съесть ее,
т.к. это благоприятно для него.

(В случае Кшатриев и др. непригодных к отречению) правило заключается в том,
что они могут добиться освобождения) на пути отваги (приняв смерть на поле боя)
или быстро (приняв ее в стадии ученика),или войти в воду(чтобы больше не выйти),
или войти в огонь или предпринять великое путешествие (в котором они умрут истощившись)).

Если отрекающийся страдает (от болезни),то он может отречься мысленно
или с помощью речи (читая мантру).

3.Здоровый человек (желающий отречься от мира) в установленном порядке (ашрамов жизни).
должен осуществить церемонию Шраддхи для себя
и огненный ритуал избавления от страстей (Вираджа Хома).
Необходимо так же наполнить ритуальный огонь,символически представленный в его лице.
Его опытность в делах мира и в Ведическом учении,
а так же четырнадцать способов действия под контролем (каран),
должны быть переданы сыну (символически).
Если нет сына,тогда ученику.Если нет и ученика,тогда они передаются Атману.
Затем следует медитация на Брахман идентичный с отрекающимся,
при этом произносятся слова: "Брахман- (есть) Ты.Жертвую тебе."

Мать Веда - основа Брахманства и воплощение сущности всех учений,
должна быть предана Воде,при этом повторяются три мистических слова(Вьяхрити) (Ом,Бхух и т.д.),
и три Вьяхрити (мистических буквы) Пранавы "а" "у" "м".
Затем необходимо церимониально глотнуть воды,сохраняя внимание на Пранаве;
вырвать пучек волос на затылке,повторяя Пранаву,порвать священную нить
и оставить вместе с одеждой на земле или в воде.
И стоять нагишом,повторяя мантру: "Ом Бхух Сваха.Ом Бхувах Сваха.Ом Сувах Сваха",-
медитируя на свою форму (т.е. на себя).
Еще раз повторить мысленно или вслух Пранаву и Вьяхрити отдельно
и произнести трижды прощальные слова: "Я отрекся.Я отрекся.Я отрекся",-
нежным,средним и резким тоном.
Затем войти в глубокую медитацию на Пранаве, и подняв руки произнести:
"Свободу от страха всем вам,от меня.Сваха."
После этого ему следует идти на Север,размышляя над священными текстами,
"Я Есть Брахман","То Я Есть" при этом пребывая обнаженным.
Таково отречение.

Если кто-то не имеет права на (такой способ) отречения,
то он должен вначале прочитать молитву домохозяина и затем текст:
"Свобода от страха всем существам.Каждая вещь исходит из меня.
Ты мой друг и тебе охранять.Ты (источник) силы.
Ты Ваджра Индры,сразившая (демона) Вритру.Будь Благословением для меня.
Предотврати все,что есть грехом."

Читая эту мантру,предваряемую Пранавой,он должен получить бамбуковый посох с эмблемой
и сосуд для воды,надеть набедренную повязку,пояс,лишенную цвета (т.е. охристую) одежду,
затем приблизиться к хорошему Гуру,поклониться ему и получить из его уст
великий священный текст "Ты есть То.",предваряемый Пранавой.
Он должен носить рваную одежду или одежду из коры либо шкуры оленя
и избегать густонаселенных мест на берегах рек (чтобы во время купания не смешиваться с толпой),
а так же не подниматься по лестницам и не получать милостыню из одного дома.
Аскету следует омывать тело в течение трех установленных периодов,
слушать тексты Веданты и практиковать Пранаву.

Так же ему необходимо преуспеть на пути (постижения) Брахмана.
Объединить свое любимое желание с Атманом,стать свободным от привязанности к "это мое" и утвердиться в Я.
Отбросить страсть,гнев,жадность,обман,интоксикацию,гордость,эгоизм,нетерпимость,высокомерие,
желание,ненависть,злорадство,поспешность,и привязанность к ограниченному "я".
Обладая мудростью и и отвратившись от богатства и женщин,удерживая чистый ум,
отшельнику необходимо размышлять над истинностью всех Упанишад,уделять особое внимание своему целибату,
нестяжательству,ненасилию и истинной наполненности.
Подчинить свои чувства и быть свободным от привязанностей,внутренних и внешних;
собирать милостыню для обеспечения потребности тела,подобно безвредной для всех корове,
от представителей четырех каст,за исключением тех,кто проклят и пал;
такой человек считается достойным реализации Брахмана.

Он должен с невозмутимостью относиться к увеличению или уменьшению (милостыни);
есть пищу (полученную,как подаяние во многих домах),как пчела;
использовать руку,как сосуд; не накапливать жир,оставаясь худым;
чувствовать,что он есть Брахман;приблизиться к селению (чтобы служить наставнику).
Аскету следует постоянно пребывать в странствиях в течение восьми месяцев
и лишь два месяца он может оставаться на месте (т.е. в компании).

Когда отшельник достиг достаточного чувства (бесстрастия),
то может стать Кутичакой или Бахудакой,либо аскетом Хамса или Парамахамса
(зависит от того какие обеты он готов брать на себя).

(Для этого) читая соответствующие мантры,он должен оставить в воде перевязь,
набедренную повязку,посох и сосуд для воды и уйти обнаженным.
Отшельнику можно оставаться на одну ночь в деревне,на три ночи- в святом месте,
на пять- в городе и семь ночей- в месте паломничества (Кшетра).
Он не может иметь (постоянной) обители,не прибегать к огню (для согревания),
должен быть устойчивым в уме и свободным от эмоций,
освободиться от выполнения и невыполнения ритуалов,
получать милостыню для поддержания тела,будучи невозмутимым,подобно корове,к ее обилию или скудности,
использовать свой сосуд для воды,как единственное место для питья воды,
а свое проживание в уединении,как единственное место,лишенное проблем.
Ему не надо думать о прибылях и убытках,
но быть заинтересованным в искоренении как хороших так и плохих поступков,
спать всегда на полу,отказаться от бритья,
и от ограничений соблюдения Чатурмасьи (начала каждого из 5-и сезонов),
глубоко интересоваться чистой медитацией,избегать богатства,женщин и городской (жизни).

Вести себя подобно безумному,будучи при этом весьма здравомыслящим,
не носить каких-либо отличительных эмблем или как-либо отличаться поведением.
Не спать одинаково ни ночью ни днем,и быть внимательным на пути
глубокой медитации на Брахмане в форме Пранавы и в изучении природы собственного Я.
Те,кто таким образом оставляют свое тело,прибегая к отречению-
те Парамахамса,нищенствующие монахи.

4.Бог Брахма спросил (Нараяну):
"Повелитель,что есть Брахма- Пранава?"

Нараяна ответил:
"Брахма- Пранава состоит из шестнадцати частей и
распознается четырехкратно в четырех состояниях (бодрствование и т.д.),

В состоянии бодрствования выделяют четыре уровня-
Бодрствования в бодрствовании (джаграт-джаграт),
В состоянии сновидения- так же четыре уровня-
бодрствования в сновидении (свапна-джаграт),
В состоянии глубокого сна- четыре уровня-
бодрствования в глубоком сне (сушупти-джаграт),
И в четвертой стадии (турья) так же четыре стадии бодрствования внутри Турьи (турья-джаграт).

В состоянии бодрствования индивидуальные особенности (вьяшти)
представлены как четырехчастность Вишвы (видимой Вселенной),и названы:
вишва-вишва,вишва-тайджасья,вишва-праджня и вишва-турья.

В состоянии сновидения эти индивидуальные особенности
представлены,как четырехчастность Тайджасьи,называемые:
тайджасья-вишва,тайджасья-тайджасья,тайджасья праджня и тайджасья-турья.

В глубоком сне Праджни четырехчастность такова:
праджня-вишва,праджня-тайджаса,праджня-праджня и праджня-турья.

В четвертом состоянии (Турья),существующая четырехчастность такова:
турья-вишва,турья-тайджаса,турья-праджня,турья-турья.

Все это в установленном порядке составляет шестнадцать частей.
(А-У-М),буква "А"- это джаграт-вишва,буква "У" - джаграт-тайджасья,
буква "М" - джаграт- праджня,
ардха-матра Ом (птичка над Ом,означающая непроизносимый звук)- джаграт-турья.

В Бинду- свапна-вишва,в Нада- свапна-тайджаса,в Кала- свапна-праджня,в Калатита- свапна-турья.
В Шанти- сушупти-вишва,в Шантьятита- сушупти-тайджаса,в Пашьянти- турья-праджня,в Пара- турья-турья.

Четыре части Джаграт относятся к букве "А".
Четыре части Свапна относятся к букве "У".
Четыре части Сушупти относятся к букве "М".
Четыре части Турья - к Ардха-матре.

Такова Брахма-Пранава.
Она существует,для поклонения аскетами Парамахамса,Турьятита и Адвахута.
От этого те Брахманы сияют.
Это есть освобождение,в момент отбрасывания тела (Видеха-мукти)".

5.Господь,кто есть тот,лишнный священной нити и пучка волос?
Кто,отказавшийся от (мирской) деятельности?
Насколько он предан растворению в Брахмане?
Насколько он является Брахманом?,-
Так спросил Бог Брахма (Нараяну).

Тогда повелитель Вишну ответил:
"О,дитя! Тот кто имеет знание о недвойственном Атмане,
тот обладает настоящей священной нитью.
Его глубокое растворение в медитации- является для него пучком волос.
Эта деятельность (сама по себе)- то самое освящающее кольцо святой травы (Павитра).

Он совершает все действия,он есть Брахман,он глубоко растворен в Брахмане,
он- озаренное существо (Дэва),он- мудрец,он- практик подвижничества,
он- благороднейший,он- величайший из всех,знающий,что "Он есть Я".

В этом мире очень редок тот странствующий монах,который называется Парамахамсой.
Если он есть- то он всегда чист.Только он один- Пуруша,(прославленный) в Ведах.
Тот,кто является великим человеком (Маха-Пурушей),успокоил свой ум во Мне.
Я так же остаюсь в его покое.

Он всегда удовлетворен.
Он свободен от воздействия холода и жары,счастья и страдания,чести и бесчестия.
Он смиряется с обидой и гневом.
Он лишен шести человеческих немощей:
(голода и жажды,скорби и заблуждения,старости и смерти).
и свободен от шести свойств тела:
(рождения,существования,изменения,роста,старости и смерти).
Он не подвержен вмешательству более ранних состояний
(т.е. не ограничен законом причин и следствий).
Кроме себя он не видит больше никого (во всем этом мире).
Нагой (лит. одетый в стороны света), не кланяясь никому,
не произнося Сваха(так как он поклоняется не Богам),
не повторяя Свадха (чтобы умилостивить предков),
не имея необходимости отправлять обратно (Богов,т.к. они не были вызваны )
свободный от порицания и похвалы,не прибегающий к мантрам и ритуалам,
не медитирующий на других Богов (за исключением Верховного Бога),
воздерживающийся от целей и их отсутствия,прекративший всю свою деятельность.

Твердо утвердившийся в Сознании,состояший из Бытия,Знания и Блаженства,
сознавая одно лишь высшее блаженство,
он постоянно медитирует на Брахма-Пранаву до полного постижения,что он есть единый Брахман,
выражающий себя таким образом.

Таков он- Парамахамса,странствующий монах."
Здесь конец Упанишады.


Ом ! O Дэвы, позвольте нам услышать своими ушами, что является благоприятным;

Пусть мы видим своими глазами, что благоприятствует, О вы, достойные поклонения !

Пускай мы наслаждаемся сроком, отведенным Дэвами,

Восхваляя их нашим телом и конечностями постоянно !

Славный Индра да благословит нас !

Всезнающий Сурья да благословит нас !

Гаруда- молния, уничтожающий зло, да благословит нас !

Пусть Брихаспати дарует нам благополучие !

Ом ! Пусть будет Мир во мне !

Пусть будет Мир в моем окружении !

Пусть будет Мир во всех силах, которые действуют на меня !

 

Тришикхи Брахмана Упанишад.

Translated to English by P. R. Ramachander
Перевод на русский Гена 777


Ом! Тот (Брахман) бесконечен.И эта (Вселенная) бесконечна.
Бесконечное продолжается из бесконечного.
(Так) рассматривая бесконечность бесконечной (Вселенной),
Видим реальной лишь бесконечнность Брахмана.

Ом!Пусть будет мир во мне!
Пусть будет мир в моем окружении!

Пусть будет мир во всех силах,действующих на меня!


Брамин,зовущийся Тришики Брахмана,пришел в страну Бога Солнца и спросил его:
-О,Бог!Что есть тело? Что есть Душа?
Что есть причина? И что Атма? (1)

Бог Солнца ответил:
Ты должен постигнуть,что все это Шива.
Поскольку только Шива является извечно чистым,избегшим пятнания,
вездесущим и не имеющим второго.
Он единственный,кто создает все своим светом
и одновременно является огнем проявляющемся в различных формах,
подобно тому,как огонь в горне кузнеца,присутствует в различных кусках стали.

Если вы спросите,чему он передает этот свет?
Ответом было бы:
-Брахману,называемому словом "Сат"(бытие),объединенному с неведением и иллюзией.
Тот Брахман породил "то,что неясно"."То,что неясно" породило Махат (великий).
Махат породил эгоизм.Эгоизм произвел пять Танматр.
Те пять Танматр породили пять Бхут (земля,вода,огонь,воздух и эфир).

1.Эфир- это сознание (будхи,манас,ахамкара,читта).

2.Воздух- Прана,Апана,Самана,Удана,Вьяна,которые являются телесным воздухом.

3.Огонь- это кожа,глаза,уши,язык и нос.

4.Концепцией воды являются чувства зрения,слуха,обоняния,осязания и вкуса.

5.Земля- это слова,руки и ноги,как органы действия.

6.Эфир,который является концепцией мудрости есть решение,поведение
и чувство собственного достоинства.

7.Действия,связанные с воздухом- это: объединение,изменение места,
принятие,слух и дыхание.

8.Действия,связанные с огнем- это: осязание,зрение,слух,обоняние и вкус.
Они так же зависят от воды.

9.Действия,связанные с землей- это: речь,отдача и принятие,уход и приход.

10.Действия Прана Танматры (Символизируюшей Душу)- это органы,ответственные
за выполнение работы и накопление мудрости.

11.Эгоизм- это ограничение интеллекта,ума и воли.

12.Микро аспектами символической души (Прана Танматра) являются:
предоставляющий место,рассеивающий,наблюдающий,объединяющий и сохраняющий решимость.

Эти двенадцать являются философскими аспектами,
ранними концепциями благочестия и физического существования.

Чандра,Брахма,Вайю,Дэвы Маруты,Сурья,Варуна,Ашвини Дэвы(небесные целители),Агни,Индра (Царь Дэвов)
Упендра,Праджапати и Яма (Бог смерти)- все они являются Богами органов и чувств,
путешествующих подобно душе в этих двенадцати аспектах.(1)

(Шлоки 2 и 3 недоступны)

Оттуда Земля возникла к существованию,объединяя в себе одну вещь с другой,
пронизываясь перекрестными соединениями,в результате Панча Бхут (земля,вода,огонь,воздух,эфир)
и так шаг за шагом обрела жизнь. (4)

На этой Земле- возникли растения,лианы,еда и четыре типа Пинд (центров тела).
Основные составляющие тела: раса(клеточная жидкость),кровь,плоть,жир,кости,нервы и семя. (5)

Некоторые Пинды возникают в результате собственных взаимодействий,
другие же как следствие взаимных влияний Панча Бхут.
Последние Пинды носят название "Анна Майам" (пищевая оболочка) и
расположены в области живота. (6)

В центре этого тела,расположено сердце,похожее на лотос с его стеблем.
В сердце находятся Боги,поддерживающие управление,эгоизм и активную деятельность. (7)

Семенем этого является Тамо гуна (низшие качества),Пинда которой ориентирована на желание и
стабильность (без движения и изменений).
Это целый мир с его разнообразной природой.Он располагается в области шеи. (8)

Внутри верхушки головы- располагается счастливо выглядящий Атма (душа),
он пребывает в месте,называемом Парама Патха (Высший Путь).
(Атма) проявляется в своем мире,как форма и сияет ослепительно. (9)

Там (переживается) непрерывное состояние пробуждения (бодрствования).
Там же (переживается) осознанность во сне (бодрствование во сне).
Состояния глубокого сна и высшего знания (Турья),там (не переживаются)- это другие состояния. (10)

Подобно вкусу,пронизывающему все части спелого фрукта,Шива-Шакти пронизывает все вокруг. (12)

Подобно всем кошам (телесным оболочкам),находящимся внутри Аннамайа Коши,
Душа находится внутри их всех.
Шива подобен Душе. (12)

Живое существо обладает чувствами,Шива- (отказался) не имеет чувств.
Коши- места сосредоточения чувств живого существа.
И они ведут к состоянию существования (в виде конкретной формы). (13)

Подобно тому,как взбивание воды приводит к ряби и пене,
волнение ума приводит к угнетающим (тягостным) мыслям. (14)

Исполняя обязанности,живое существо становится рабом этих обязанностей.
Отрекаясь от них,он обретает покой.
(После смерти) он становится тем,кто видит мир с Южного пути.(Путь предков.Возвращение в мир.) (15)

Живое существо,полное эгоизма и самомнения,на самом деле- Садашива.
Живое существо подверженно иллюзиям,из-за компании невежественной Души. (16)

Он обретает тысячу Йони (рождений),но вновь и вновь возвращается,
из-за этого близкого знакомства (с невежественной Душой).
Подобно рыбе плавающей между двумя берегами реки,
он продолжает свое (однообразное) путешествие,пока не достигнет освобождения. (17)

Тогда,поднявшись над течением времени,благодаря (изначальной) мудрости Души,
он сворачивает на Северный путь (Путь отречения.Путь нерождения.) и шаг за шагом поднимается. (18)

Когда он сможет послать всю мощь своей Души в голову и начать постоянную практику йоги,
то обретет мудрость.Из-за мудрости,его Йога действует. (19)

Однажды Йога и мудрость станут стабильными (постоянными) в нем и он превратиться в Йога.
Он увидит Господа Шиву в своих недостатках и не найдет недостатков в Господе Шиве. (20)

Чтобы добиться результатов в йоге,это должно быть сделано без всяких других мыслей (однонаправлено).
Без практики не обретешь успеха ни в Йоге,ни в мудрости.
Йог не получит результата без этого. (21)

Практикой йоги,ум и Душа обретают контроль.
Йог отрезает проблемы в практике,подобно тому,как острым ножем отрезается ткань. (22)

(Шлоки с 23 по 145 недоступны)

Совершенным знанием Атмы,контролируются органы чувств.
Мы всегда должны медитировать на Пара Васудэву- величайшую из Душ. (146)

Кайвалья (спасение) достигается путем отборных и последовательных медитаций на форме и имени.
Если йогин находясь в Кумбхаке во время Пранаямы,
в состоянии даже в течении малого времени медитировать на Васудэве,
грехи,совершенные им в семи предыдущих рождениях будут уничтожены.
Вы должны понять,что участок тела от живота и до сердца- это деятельность в бодрствовании.
Район шеи- это деятельность во сне.
Между двумя челюстями- существует глубокий сон без сновидений.
Турья располагается (в пространстве) между веками.
Местом слияния с Парабрахманом,(в состоянии) которое намного выше Турьи,
является центр верхушки черепа,называемый Брахмарандра.
Там находится изначальная Турья,основой которой есть Душа,называемая Вишну.

Когда йогин медитирует на Парамакашу,очень чистое пространство (великий эфир),
он должен медитировать на того Адхокшаджу,кто сияет в каждом,подобно миллионам Солнц,
и восседает в лотосе собственного сердца.
В противном случае (если не получается),он должен медитировать на Вишва Рупи
(того,кто имеет форму Вселенной) обладает различными формами,несколькими лицами,
множеством рук,вооруженных различным оружием,множеством глаз,которые сияют подобно миллионам Солнц,
их тела различных цветов и они принимают мирные или гневные формы.
Все ментальные проблемы,котороые были у йога,медитирующего подобным образом,полностью успокаиваются.

Тот йогин,который медитирует на неразрушимую материю,
сияющую как Божественная благодать в центре сердца,
на Высшую истину,находящуюся (даже) за пределами Турьи,
на Солнце,являющемся формой неизмеримой и нескончаемой Мудрости,
на тех существах,которые подобны зажженному факелу в безветренном месте,
на тех,кто сияет,как неограненные драгоценные камни,
такой йогин крепко держит спасение в своих ладонях. (147-157)

Для того йога,кто способен увидеть и воспринять Божественное сияние
в форме Макрокосма и Микрокосма,или хотя бы маленькую часть его, как лотос в своем сердце,
все мистические силы,такие как Анима и т.д. могут быть легко достигнуты. (158-159)

Тот,кто осознает,что реализаия Вселенской истины единства Дживатмы (Души) и Параматмы (Бога),
выражающееся как: "Я есть Брахман,а Брахман- это Я"-
достигает реального состояния Самадхи (просветляющего состояния медитации,
в котором процесс размышления соединен с Богом (и неотличим от него)).
Такой человек становится Брахманом и не рождается вновь. (160-161)

Тот,кто следует этим принципам с непривязанностью,становится подобным огню без дерева
и соединяет все части себя (становится цельным). (162)

С тех пор,как его уму и Душе не за что больше зацепиться (привязаться),
он укореняется в мудрости, его Душа тает ,как кусок соли
и он сливается с морем чистого Сознания. (163)

Он видит мир,являющийся объектом страсти и магии,подобным сну.
Этот йогин остается в естественном состоянии неизменности,не отождествляясь,как "я" и "мое",
самоосознается во сне и достигает спасения. (164)


Ом! Тот (Брахман) бесконечен.И эта (Вселенная) бесконечна.
Бесконечное продолжается из бесконечного.
(Так) рассматривая бесконечность бесконечной (Вселенной),
Видим реальной лишь бесконечнность Брахмана.

Ом!Пусть будет мир во мне!
Пусть будет мир в моем окружении!
Пусть будет мир во всех силах,действующих на меня!

Здесь заканчивается Тришикхи Брахмана Упанишад из Светлой Яджур Веды.

bottom of page