Майтрея(1) Упанишад из Сама-Веды.

Translated to English by K. Narayanasvami Aiyar, 1914
Перевод на русский Гена 777



Король по имени Брхадратха,думая,что тело не постоянно и обретя безразличие (к объектам),
удалился в лес,оставив старшему сыну власть над королевством.

С поднятыми руками и не отрывая глаз от Солнца,он совершал тяжелый Тапас.
По окончании тысячи дней,Господь Шакаянья Муни,знаток Атмы,
который был как дым без огня,и как опаляющий огонь от своего Теджаса(духовного блеска),
приблизился к нему и обратился к Королю так:
- Поднимайся,поднимайся и выбери благо(вознаграждение).

Король простерся перед ним и сказал:
О,Господь,я- Атмавит(не знающий Атмана).Ты же- искуссный Таттвавит(знающий первоэлементы).
Пожалуйста,просвети меня о Саттве.
На что Муни ответил:
-О ты, что благоприятно рожден из рода Икшваку,начнем с того,что этот вопрос труден в объяснении.
Не спрашивай меня об этом,проси о любой вещи которую желаешь.

Тогда король коснулся ног Шакьяньи и прочел (такой) стих:
-Какая польза от этого для меня и других?
Океаны высыхают.Горы опускаются.Положение Дхурва(Полярной Звезды) изменяется.
Земля тонет.Суры(Боги страсти) убегают,оставляя места своего обитания.
(Когда такое случается)Я- это Он в действительности.
(В Пралайе остается лишь Атма.777)
Поэтому.какой мне толк в удовлетворении желаний?
Поскольку тот,кто цепляется за удовлетворение желаний,
находит себя вновь и вновь возвращающимся в эту Сансару.
Ты можешь вывести меня (из этой Сансары).
Я застрял,как лягушка в сухом колодце.
Ты- мое убежище.

О,Господь!Это тело- результат полового акта.Оно лишено мудрости.Оно (само по себе)- ад.
Оно вышло через мочевое отверстие.Оно скреплено вместе, посредством костей.
Оно покрыто плотью.Оно связано кожей.Оно наполнено фекалиями,мочей,воздухом,
желчью,флегмой,костным мозгом,сукровицей и прочими нечистотами.
О,Господь!Что мне в этом зловонном теле?
Только ты мое прибежище.

Тогда Господь Шакьянья обрадовался и обратился к Королю так:
-О,Махараджа Брхадратха,знамя рода Икшваку!Ты- настоящий Атмаджняни.
Ты воистину тот,кто исполнил свои обязанности.Ты прославился под именем Марута.
Король попросил его:
-О,Господь!Каким образом ты можешь описать Атму?
На что он ответил так:
-Звук,прикосновение и другие,которые кажутся Артха(ценностью),на самом деле Анартха(зло).
Бхутатма(низшее Я) цепляясь за это никогда не помнит о Высшем Состоянии.
Через Тапас обретается Саттва,обретается (чистый) ум,через ум (Парама-)Атма (Высшее Я) достигается.
Посредством постижения Атмы,наступает освобождение.

Подобно тому,как огонь без топлива поглощается в собственном чреве,
так Читта путем разрушения ее модификаций,растворяется в своей собственной утробе(источнике).
Для ума,который достиг состояния покоя и истины, и который не поражен объектами чувств,
события,происходящие с ним из-за связанности Кармой,не являются реальными.
Читта-это то же,что и Сансара.
Она должна быть очищена с усилием.Какова Читта (существа),такую и природу он имеет.
Это древняя тайна.

Очищением Читты,йог стирает и хорошую и плохую Кармы.
Тот,чей ум так очищен,достигает нерушимого Блаженства.
Если Читта соединяется с объектами с которыми соприкасается,
так почему бы ему (не освободится) от рабства,когда он соединяется с Брахманом.

Следует медитировать на средину лотоса в сердце.
Парамешвара- свидетель игры Будхи,объект великой любви,
находится за пределами достижения ума и речи,не имеет начала и конца.
Тот,кто есть Сат,будучи от природы только светом,он вне медитации.
Он не может быть брошен или ухвачен умом.Он не имеет никого равного или выше себя.
Он постоянный,непоколебимо глубокий,вне света и тьмы,вездесущ,неизменен,недвижим.
Он есть мудрость природы Мокши(спасения).
Я есть Он,тот Параматма ,который вечен,чист,освобожден,основа мудрости,истинный,
тонкий,всепроникающий,недвойственный,океан блаженства
и тот,что превосходит Пратьягатму(низшее я). В этом нет никаких сомнений.
Как может бедствие(или связанность) постигнуть меня,того,
который зависит от моего собственного блаженства в сердце,
кто посрамил призраков желания,кто смотрит на эту Вселенную,
как на жонглирование(представление),и кто не связан ни с чем.

Невежественные с их соблюдением каст и порядков жизни
получают плоды согласно своей Кармы.
Люди,которые отказались от обязанностей своей касты и т.д.,
успокаиваются,наполненные блаженством своего Я.
Отличия каст и обычаев жизни устанавливают разделения,
устанавливают начало и конец и являются очень болезненными.
Поэтому,отказавшись от всякой идентификации с сыновьями,а так же с телом,
следует пребывать в этом бесконечном и величайшем блаженстве.

Глава 2

Затем Господь Майтрея пошел к Кайласу и достигнув его спросил:
-О,Господи!Пожалуйста,посвяти меня в тайны высших Таттв.
На что Махадева ответил:
-Сказано,что тело- храм.Джива в нем- сам Шива.
Отбросив все предложения Аджняны,надо поклоняться ему с "Со-Хам".
("Со-Хам" - так звучит вдох-выдох и "Со-Хам" - значит "Я есть Он")
Познание всего,как неотличимого от себя- есть Джняна(мудрость).
Отвлечение ум от чувственных объектов- есть Дхьяна.
Очищение ума от загрязнений- есть Снана(омовение).
Покорение Индрий(органов чувств)- есть Шауча(очищение).

Надо пить нектар Брахмана и просить еду(просить подаяние) для поддержки тела.
Имея одного лишь,надо жить в уединенном месте,без второго.
(Стремление у йога должно быть только одно-Брахман.
Чтобы оно окончательно устоялось,йогу нужно пожить некоторое время одному в уединенном месте.)

Мудрый человек должен соблюдать это.Тогда он получает отпущение грехов.

Это тело подвержено рождению и смерти.Оно- природа выделений(секреций) отца и матери.
Оно нечисто,будучи местом радости и страдания.
Поэтому омовение предписано для соприкосновения с ним.
Оно связано Дхату(кожа,кровь и т.д.),подлежит множеству болезней,является обителью грехов,
непостоянно,меняет внешний вид и размер.
Поэтому омовение предписано для соприкосновения с ним.
Отвратительные вещества,постоянно сочащиеся из девяти отверстий.
Это тело содержит плохие запахи и полно экскрементов.
Поэтому омовение предписано для соприкосновения с ним.
Оно связано в процессе родов с выделениями матери и рождено от них.
Оно заражено так же нечистотой смерти.
Поэтому омовение предписано для соприкосновения с ним.

Представление "я и мое" есть запах возникающий от концентрированых навоза и мочи.
Освобождение от я,называют совершенным очищением.
Очищение водой и землей- относится к мирскому.
Разрушение тройственных влечений(Шастры,мир и тело) очищает Читту.
Это называют (настоящим) очищением,которое осуществляется водой и землей Джняны и Вайрагьи(безразличия к объектам).

Учение Адвайты(недвойственности) надо принимать,как Бхикшу(подаяние),но учение Двайты- нет.
Для Саньяси,Бхикша предначертана,как того требуют Шастры и Гуру.
Ученый человек,после того,как стал Саньяси,должен сам покинуть родные места
и жить на расстоянии,как вор,вышедший из тюрьмы.
Если человек отказывается от Ахамкары- "сына", богатства- "брата", заблуждения- "дома",
желания- "жены" -- тогда нет сомнений,что он освобожден.
Когда иллюзия- "мать" умирает,рождается "сын"- мудрость.
Таким образом,когда происходят эти двойственные загрязнения,как нам соблюдать свои Сандхьи?(обеты)
Сознание Солнца всегда светит в блистательном пространстве сердца.
Оно никогда не садится и не встает,так же и мы должны выполнять свои Обеты.


Эканта(одиночество)- это состояние без второго,такое определение дал Гуру.
Монастыри или леса- это не одиночество.
Освобождение- удел тех,кто не имеет сомнений.
Для сомневающихся- нет спасения даже после множества перерождений.
Поэтому надо обрести веру.

Отказ от действий или произнесение Мантр при иннициации в Саньяси- еще не означают Саньясы.
Единство Дживы и Парамы в двух Сандхьях(обетах)- есть Саньяса.
Кого тошнит от всех Ишана(желаний) и прочего,как от вырваной пищи,
и кто лишен всех привязанностей к телу- тот годен для Саньясы.

Лишь в тот момент,когда безразличие ко всем объектам возникнет в уме,
ученый человек может принять Саньясу.
В противном случае- это приведет к падению.
Кто становится Саньяси из-за денег,еды,одежды и славы,
тот падает дважды (как Саньяси и как Грихастха) и не достоин спасения.

Размышление над Таттвами- трансцендентно,над Шастрами- посредственно,
над Мантрами- найнизшее.
Заблуждение паломничества является низшем из низшего.
Как тот,кто увидел в воде отражение плодов на ветвях дерева,пробует и наслаждается ими,
невежественный без самопознания напрасно доволен (как если бы он достиг) Брахмана.
Тот Саньяси освобождн,кто не покидает внутренний дар милости(такой,как медитация на недвойственном),
обладает Вайрагьей и для которых вера- "жена", а мудрость- "сын".
Люди,которых считают великими из-за их богатства,возраста или знаний,
только слуги тех,кто велик своей мудростью.
Они не только их слуги,но так же слуги их учеников.

Те,чьи умы введены в заблуждение моей Майей,однако знают учение,
они возможно не достигнут Меня.
Они полны Атмой,однако бродят вокруг,как ворорны,просто для того,чтобы наполнить свой живот,
сжигаемые голодом.

Для тех,кто жаждет спасения,
поклонение образам,сделанным из камня,металла,драгоценностей и земли-
есть путь ведущий к наслаждениям и перерождениям.
Поэтому аскет должен совершать собственное поклонение в сердце и в одиночку.
И отказаться от внешнего поклонения,так как он не должен быть больше рожден.
Как сосуд полный до краев в океане,он тогда полон внутри и полон снаружи.
Как пустой сосуд в пространстве,он пуст внутри и пуст снаружи.
Не становись (не разделяй) Атмой который знает и Атмой,которого познают.
Становись формой того,что остается,после того,как все мысли отброшены.
Отказавшийся от своих Вассан видящего,видимого и самого процесса видения,
поклоняйся Атме в одиночку,сияющий присутствием Величайшего.
Это действительно великое состояние,где все Санкальпы(мысли) находятся в состоянии покоя,
который напоминает состояние камня.Это состояние не проявлялось раньше ни на яву,ни во сне.

Я есмь Я. Я так же- другой(не я). Я- Брахман. Я- источник (всех вещей).
Я- так же Гуру всех миров. Я превыше всех миров. Я есть Он. Я есть Я сам.
Я- Сиддха. Я- чистота. Я- Великий. Я есть. Я- всегда Он. Я- вечный. Я- неразрушимый.
Я- Виджняна. Я- безупречный. Я- Сома. Я- все. Я- честь и бесчестие.
Я- не имеющий Гун(качеств). Я- Шива(благоприятный).
Я ни двойственный,ни недвойственный. Я вне двойственности. Я есть Он.
Я- ни существование,ни несуществование. Я невыразимый словами.
Я- блеск. Я- Слава пустоты и непустоты. Я- хороший и плохой. Я- счастье.
Я безпечальный. Я- Чайтанья. Я одинаков (во всем). Я любовь и нелюбовь.
Я- вечный,чистый и всегда удачный. У меня нет ничего и не ничего.
Я- Саттвика. Я- всегда существующий. Я- без первого. Я- без второго.
Я- без различий между Сат и Асат. Я без Санкальпы. Я без отличий и множественности.
Я- форма неизмеримого блаженства. Я один не существую. Я один- без другого.
Я- без тела и т.д. Я- убежище. Я- не убежище. Я- не имеющий поддержки.
Я- без связанности и освобождения. Я- чистый Брахман. Я есть Он.
Я- без Читты и т.д. Я- великий и больше величайшего.
Я- как в форме размышления,так и вне размышления. Я есть Он.
Я- природа Акары,а так же Укары и Макары. Я- самый первый.

Я-созерцатель и созерцаемое и вне их. Я тот,что невозможно представить.
Я есть Он. Я- полная форма всего. Я имею черты Сат-Чит-Ананды.
Я вне фом,мест,паломничества. Я высшее Я и Шива. Я ни определенная вещь,ни неопределенная.
Я не поглощающаяся суть. Я не измеряющий,измеряемое или измерение.
Я- Шива. Я не Вселенная. Я- видящий все. Я без глаз и т.д.
Я- взрослый. Я- мудрый. Я- неподвижный. Я- разрушитель. Я не имею органов чувств.
Я вершитель всех действий. Я Один,объемлю в себе всю Веданту.
Я- легко достижимый. Я ношу имя благосклонного,а так же противоположное ему.
Я- плод молчания. Я всегда в форме Чинматры(Абсолютного Сознания).
Я- всегда Сат(Бытие) и Чит(Сознание). Я тот,кто не имеет себе подобного.
Я не тот,кто не имеет себе подобного. Я без сердечной Грантхи(узла).
(См. информацию о трех грантхах.777)
Я- существующий в центре лотоса. Я лишен шести изменений.
Я лишен шести оболочек и шести врагов. Я внутри внутреннего.
Я- вне места и времени. Я- вне формы счастья,являющимся моим жилищем.
Я- освобожденный,Один не связанный. Я- без "не-"(отрицания).
Я- вне форм и лишен частей. Я вне частей. Я- обрел Сознание,освободившись от Вселенной.
Я- вне Вселенной. Я вне форм любого света. Я Джьоти(Свет) Чинматры(Абсолютного Сознания).
Я свободен от трех времен(прошлое,настоящее,будущее)

Я не имею желаний. Не имею тела. Я- тот,что без тела. Я лишен Гун.
Я остался один. Я- вне освобождения. Я- тот,что освобожден. Я еще не освобожден.
Я вне истины и неистины. Я всегда тот,что не отличается от Сат(Бытия).
Мне некуда передвигаться. Я не стремлюсь и т.д. Я всегда одной и той же формы.
Я- покой. Я- Пурушотамма(Повелитель Душ).

Нет сомнений,что тот,кто осознал себя таким-является Мной.
Всякий,услышавший это однажды,становится самим Брахманом.
Да. Он становится самим Брахманом.

Это- Упанишад.
_______________________________________________
(1) Майтрея- благожелательный,благой.
Это не буддистский текст,поэтому здесь не имеется ввиду Будда Майтрея.