top of page

Описания Самадхи. Спанда. Управление поведением.

Известные попытки описать Савикальпа-самадхи лежат в двух плоскостях.
Первый способ- это описание переживаний.
Меня не оставляют сомнения,что в таких текстах рассказывается не о самом самадхи,
а о переживании различных дхьян,предшествующих ему,т.к. если самадхи- это потеря личности,
то и переживать эти ощущения некому.
То,что ощущается в этом случае- настолько цельно и огромно,что его нельзя разбить на отдельные переживания,
а значит нельзя опустить на уровень ума(и на уровень слов).
Нельзя- чисто по техническим причинам.
Больше всего это похоже на обращение к тебе на незнакомом языке,
Ты слышишь поток речи,но не способен вычленить из нее ни одного знакомого слова.
Для тебя в ней существует только поток звуков.
Лучший термин для этого- "не схватываю"(не распознаю).
Если ты не схватываешь смысл,то и описать услышанное не получится.
По техническим причинам:))
Это понятно?

Древние тексты не описывают самадхи таким образом.
Это тенденция более поздних авторов.И большинства современных.
Ведантисты прошлого красочно описывали то,что Брахманом не является,
говоря в конце,что то, что осталось,когда ты отбросил все эти переживания- и есть Брахман.
Такой способ известен как "ни...ни...",или описание через отрицание.
Не сильно понятно- зато честно.И как мне кажется больше соответствует Истине.

Второй способ описания Савикальпа-Самадхи--
путем технических терминов движения энергий(пран).
И здесь описывается только то,что происходит в "фоновом режиме",за пределами восприятия,
т.к. органы чувств человека не способны схватить такие тонкие переживания.
Всем этим подъемам Кундалини по Сушумне,наполнениям Чакр и соединениям Шакти с Шивой в Сахасраре
приходится верить на слово,т.к. мы можем почувствовать лишь отзвуки этого в физическом теле,такие
как дрожь,сердцебиение,волну жара и т.д.
(Но ты все эти симптомы можешь легко прочувствовать летом в переполненной маршрутке:))) Верно?)

К чему я все это говорю?
Да к тому,что вся инфа о Самадхи,которую ты собрал,никакого отношения к твоему Самадхи не имеет.
Самадхи,в которое ты войдешь не будет похоже ни на что.
Просто мы так устроены,что "желаем знать,что будет".
Эта фигня на ранних ступенях йоги еще прокатывает,но начиная с этапов самьямы приводит к тому,
что почти все из тех,кто занимается самостоятельно без учителя,
не в состоянии распознать,какой степени дхьяны они достигли в своей медитации.
Их голова забита полезной инфой,но они не могут правильно классифицировать виды препятствий("залипаний") в медитации,
которые нужно обязательно обойти,чтобы двигаться дальше.
И препятствия и дхьяны многократно описаны в различных текстах,
но как все состояния тонких миров они аморфны и не имеют четких контуров.
Ты легко промахнешься,если станешь ждать,когда твои переживания будут соответствовать книжным.
Я трачу годы на то,что квалифицированный практик распознал бы за пять минут.
Просто не могу "схватить" с чем имею дело.
Поэтому меня изумляют вопросы: "Что бы ты еще посоветовал почитать по пранаяме (дхаране или кхечари)? "
Елки.
Не ищешь легких путей,да?:)))
Ты просто спроси,если есть что спросить.
Может съэкономишь года два.

***
Параллельно с практикой дхьяны в сидячей медитации, ведется практика правильного поведения.
В разных традициях ее называют по разному: и "немедитацией", и "непривязыванием",
и "Сансара = Нирвана" и всякими другими мудреными словами.
Это опускание правильного восприятия из медитации в "мир форм".
Если вернемся к описанию Самадхи техническими терминами,то Кундалини гражданина находится в р-не Канды и неактивна.
У практикующего она активна.
В периоды Дхараны,праны льющиеся из тебя,как из друшлага,покидают тело и всасываются в Сушумну,будто насоссом.
В Дхьяне Кундалини начинает свой подъем по центральному каналу.
В Самадхи вся прана ушла из тела и собрана в Сахасраре.
Боганатар говорит о том,что у йога искуссного в "медитации" и "немедитации", Кундалини не опускается ниже Вишуддхи.
Смотри,777.
Теорию спанды ты уже знаешь.
Любое существо,кажущееся отдельным от других- это совокупность вибраций.
Как сахар рисующий узоры на вибрирующей пластине- есть только материал из которого образуются формы,
так и атомы,составляющие форму живого существа- тоже лишь строительный материал.
Архитектором тела- является спанда(вибрация).
Ранее мы говорили,что спанда индивидуального существа- это атрибут Дживы,но сейчас нас интересует не это.
Для того,чтобы быть видимой формой мира людей,Джива издает вибрацию определенной частоты.
Вернее так- тело,которое мы воспринимаем- это совокупность вибраций трех человеческих тел.
У граждан,при всей разнообразности их индивидуальностей,эти вибрации очень похожи.
Ну скажем диапазон от Муладхары до Сахасрары выглядит в виде конуса.
Нижние чакры вибрируют мощно,поэтому впечатления,которые они нам дарят- доминирующие в мире людей.
Теперь представь Йога,Кундалини которого,даже в повседневном поведении не опускается ниже Вишуддхи.
Это существо издает спанду настолько странную для мира людей(перевернутый конус),что по идее он уже и не является человеком.
Меня интересует только один момент,который я не могу себе объяснить.
Если при повышении частоты вибрации на пластине,сахар изменял свой узор,то почему тело йога сохраняет свою форму?
В голову приходят только две идеи.
Первая заключается в том,что йоги,Праны которых не опускаются ниже Вишуддхи- это великая редкость.
И вторая- если такие йоги настолько редки,то не о Махасиддхах ли идет речь?
Тогда все верно.Их тела способны трансформироваться,благодаря овладению Сиддхами(малыми и большими).
В этом случае природа сиддх теряет свою чудесность и становится объяснимой.

***
Канда в (основании) Сушумны имеет важное значение.
Она есть само безмолвие состояния Веданта Турья.

Боганатар "Шивайога Джнянам-12"

Турья(четвертое состояние)- не идентично Самадхи.
Это результат очень хорошей Дхараны,когда достигается безмолвие ума,а праны покидают тело и собираются у входа в Сушумну.
Джаграт,Свапна,Сушупти,Турья- это четыре состояния,переживаемые индивидуальной личностью.
Что до Самадхи...
Если есть Самадхи,то личности уже нет.И наоборот.
Как только в медитации возвращается личность- Самадхи уже нет.

В безмолвии том пребывает Манипура чакра,названная личным "я".

Боганатар "Шивайога Джнянам-12"

Манипура- последняя из чакр,где доминирует маленькое,обособленное "я".
Это вершина человеческого развития.
Основа нашего мира и пуп земли "Царя природы".
Выше Манипуры людей не бывает.
Там обитают уже другие существа:)

***
То,что ты видишь снаружи- не оказывает на тебя влияния.
Вернее так.Не зря внешние объекты называют вторичными причинами.
То,что первично- находится в тебе.
Ты должен досконально,до мелочей понимать это,чтобы поведение твое было правильным.
Вожделение или гнев находятся внутри,а объекты через которые они проявляются- лишь вторичны.
Самскары,брат.Все строится на самскарах.
И вожделение- это неочищенная энергия свадхистаны.Иногда ты чувствуешь какое-то напряжение в районе чакры и без объекта.
Объекта еще нет- а ты уже готов к стереотипному поведению.Верно?
Или в случае гнева.Еще до возникновения соответствующей ситуации, ты можешь находиться на взводе.
Ты чувствуешь,что раздражение твое почти у поверхности,тебе все не нравится,выводит из себя и провоцирует.
Объект,на который ты выместишь свой гнев еще не появился,но ты уже готов.

Три этапа предстоит пройти,прежде чем ты научишься управлять поведением.
Первый этап заключается в введении противоядий.
Так для того,чтобы выплеснуть находящуюся в чакре неочищенную энергию,
необходимо потратить или перенаправить ее.

В случае "потратить"- замечательным противоядием является физическая активность.
Ты этот способ знаешь.
Множество раз убеждался что у уставшего,измотанного человека,появляется какое-то особенное спокойствие.
Все беспокойства и желания перемещаются куда-то на переферию сознания,
а на первом плане находится такая устойчивая основательная медитативность.Мыслей почти нет.Скупость в движениях.

"Перенаправление" требует определеных навыков.По крайней мере люди,которые этим занимаются- находятся внутри какой-то традиции.
Перенаправление в йоге осуществляется:
- через изменение положения тела в пространстве(например "випарита-карани","Ширшасана"...);
- через пранаямы с кумбхаками;
- через практики визуализации.
Все это очень действенные методы,которые можно комбинировать друг с другом,чтобы добиться успеха.

Второй этап становится актуальным тогда,когда уже есть хороший результат в сидячей медитации.
Если имеется вкус "безмысленного пространства",то его можно выносить наружу из медитации в поведение.
Принцип в том,что человек должен постоянно пребывать в состоянии "здесь и сейчас",
которое в 99% случаев не требует постоянной работы ума.
Все деструктивные и дурацкие идеи появляются,не как решение умом,какой-то задачи,
а в следствие постоянного пережевывания в уме мыслей, не имеющих никакого отношения к "здесь и сейчас".
Нет более нерационально используемого человеком инструмента,чем его беспокойный,недовольный и боящийся ум- вечный источник страданий.
Ум должен оставаться пустым,если этого не требует решаемая с помощью него задача.
Для этого применяют способ,называемый "узнаванием мыслей".
Он заключается в сохранении спокойного,созерцающего состояния.
Мысли в Джаграте будут всегда,их провоцируют не только органы чувств,от которых постоянно идут сигналы,
но и сам ум,который любит пофантазировать.
Узнавай мысли в пространстве безмолвия,как ты узнал бы в толпе знакомое лицо,
и сразу отпускай их,не дав уму развернуть их в сюжет.
Поймал-узнал-отпустил.Такой порядок.
Пусть мысли приходят и уходят,не загрязняя ум.
Тогда самскарам не за что будет зацепиться.И карма перестанет разворачиваться.

Третий этап правильного управления поведением заключается в неотличии медитации от немедитации.
Мысли самоосвобождаются при их возникновениии,подобно змее,которая одновременно вяжет и развязывает узлы своего тела.
Такое поведение- результат длительной практики самоузнавания мыслей и это очень круто.
Именно здесь лежит решение так напрягающей тебя ранее формулы "Сансара = Нирвана".

777

 

bottom of page