top of page
got_it.jpg

Причинно-следственные связи. Письма 2018.

    Санкхья традиционно сильна в изучении взаимосвязей причин и следствий. Она формулирует пять ключевых тезисов, описывающих основные опорные конструкции причинно-следственных связей, на которых построены миры Сансары. Рассмотрим их с разных сторон.

  1. То, что никогда не существовало, не может существовать в принципе.

    Поскольку то, что не существует, не может быть объектом какого-либо действия, значит оно не может быть и причиной для следствия. А значит, то, что не вписывается в причинно-следственные связи не существует в мирах Сансары. Такое утверждение порождает следующие следствия.

    Все объекты или активности Сансары уже были, есть и будут. То, чего нет сейчас, не исчезло, а просто вернулось в свое потенциальное (тонкое) состояние.

    Любое знание о любом объекте уже существует в этом мире. Если такое знание недоступно, то лишь из-за отсутствия (затрудненности) доступа к нему определенных субъектов с определенных локаций.

   Данный тезис лег в основу ведической теории творения мира, а также описания Бога. Бог есть всегда. Мир, развиваясь, проходит четыре этапа (Юги), после чего возвращается в потенциальное 

состояние. И так бесконечно по кругу. Саткарьявада утверждает, что причина и следствие - это свернутое и развернутое состояния одной и той же субстанции. Всякое созидание является развертыванием (удбхава), а всякое разрушение – свертыванием (анудбхава) или исчезновением в причине.

    2. Любой объект не отличается от материала, из которого он сделан.

   Чтобы понять природу (суть) объекта, надо понять суть его элементов. Так любой, даже самый сложный процесс (объект) может быть разобран до ряда простых, и, следовательно, понят. Очень часто, для наглядности, используется простейший пример с золотом и кольцом. Качества изделия лишь повторяют качества материала. Но пример может быть усложнен многократно, принцип останется тем же. Любая организация с произвольным названием, неизвестным потенциалом, декларирующая без разницы какие цели, может быть понята по качественному составу ключевых персонажей.

    3. Прежде чем объект (процесс) вступает в бытие, он существует в форме материала.  

   Если бы это было не так, тогда следует допустить, что нечто может произойти из ничего. Перестанем приводить бытовые примеры, сосредоточимся на том, что нас интересует. Как любой арт-объект существует вначале в воображении художника, так и любой процесс существует в своем потенциальном состоянии в виде самскар. Самскары в этом мире дают толчек к развитию всему, что движется и не движется. Все потому, что что-то не может произойти из ничего. У каждого объекта (процесса) есть бэкграунд – набор отпечатков впечатлений (самскар), любовно собраный в Причинном теле.

    4. Следствие может возникнуть из причины лишь при наличии соответствующего потенциала.

   Данный тезис – прямое продолжение предыдущего. Самскары ранжируются по силе и вначале пытаются реализоваться самые сильные. Для реализации самскар нужны так называемые вторичные факторы. Вторичные факторы – это подготовленная сцена, благоприятные внешние условия, предыстория, подходящая ситуация – назови как хочешь, суть от этого не изменится. Понимание данного тезиса делает возможной духовную практику, поскольку практикующий сознательно создает или избегает ситуаций, где могли бы проявиться подходящие или неподходящие самскары.

    Рейтинг самскар в причинном теле подобен музыкальному топу. Те впечатления, которые долго не реализовываются, опускаются в чарте все ниже, однако не исчезают полностью. Им мешает первый тезис, изложенный ранее. Поэтому Смрити и Шастры полны историй о падших. Самскары перестают влиять на сознание лишь при достижении Джняны. Даже тогда впечатления не исчезают, просто к ним изменяется отношение. Так бывает, когда бегущий к воде понимает, что видит мираж. Видимость остается, стремление исчезает.

    5. Следствие имеет ту же самую природу, что и причина.

Ткань по своей сущности не отличается от ниток. Не может возникнуть причинного-следственного отношения между объектами (событиями), существенно отличающимися друг от друга. Знание и освобождение не возникает без практики. Зависимость не прекращается без действий по ее прекращению. Никогда в истории мира Зло не приводило к Добру, даже с мыслями во благо. Причинение бед не дарило счастья, нанесение вреда не приводило к пользе. Все, что делается человеком имеет сходную причину и ведет к такому-же следствию. Почему же ты недоволен своей жизнью?

***

Все знания о практике и ее целях имеются в Вашем причинном теле.
Эти знания уже оказывают влияние на Вашу жизнь и Вашу практику.
Начиная от рождения.
"Дневники", задавая "правильные" темы и вопросы, лишь помогают опуститься  этому знанию на уровень слов. 
Все. Других целей у них нет.
Никаких знаний или умений они добавить не могут.
Никакое руководство или передача через них невозможна.

Представьте, что Вы нашли место, где постоянно дует ветер.
Если Вы пришли туда с огнем, то он скорее всего разгорится.
Если огня нет, то это место бесполезное и даже где-то дискомфортное.
Мое дело, делать ветер:)
Все остальное Вы принесли с собой.

Успехов.
777

***

     Все описания самадхи и дхьян не являются частью доктрины Санатана Дхармы,
Знания, описывающие виды самадхи не имеют отдельной ценности, они нужны лишь для распознавания собственных состояний. Если вместо попыток распознавания собственных состояний, такие знания вставляются в доктрину мироздания, то они только исказят ее еще больше, поскольку являются субъективными.

   Описанные Вами, мной или кем-либо еще в древних или современных текстах знания о различных стадиях самадхи, являются субъективными, поскольку во многом зависят от самскар конкретной Дживы и не выходят за пределы ее причинного тела.
    Это является причиной различий в описательных системах разных традиций и противоречий между различными практикующими. Объективность (одинаковость) начинается только после того, как Джива освобождается от причинного тела (достижение Дживанмукти).  До тех пор одинаковыми для всех будут лишь  глобальные общие моменты: авидья Дживы под воздействием Майи, остановка мышления и разворот внимания внутрь для прекращения влияния Майи, получение опыта реальности (Брахмана) в идеальных условиях медитации, получение опыта различения реального и не реального в остальных трех состояниях (бодрствования, сновидения, глубокого сна).
Все, что не является общими, глобальными моментами, может довольно ощутимо варьироваться от Дживы к Дживе.

Привет.

777

***

    1. Учитель нужен только для одного - помочь человеку определить его уровень.

На самом деле комбинация самскар делает каждого человека настолько уникальным, что никто не может предсказать, как пойдет одна и та же практика у разных практикующих. Потому знания и навыки учителя абсолютно бесполезны для точного копирования.

    Рано или поздно человеку кажется, что он натолкнулся на препятствие или он застрял в практике или что он должен что-то кардинально изменить или отбросить, но всегда это представление весьма туманно.

Сам человек не может видеть своего месторасположения и своей цели на "карте практики". Они скрыты "туманом войны" (точное сравнение, если ты когда-то играл в компьютерные стратегии:) Это как искать реку в темноте. Ты можешь рыскать влево-вправо, но пока не выйдешь к берегу-не увидишь. Можешь даже в 10 метрах свернуть в сторону и уйти в ложном направлении. Учитель нужен только для того, чтобы в результате беседы с ним или молчаливого нахождения рядом с ним или прочтения его текстов или еще Бог знает каким из сотни способов, ученик упорядочил свои мысли, распознал свои самскары и принял правильное решение. Т.е. учитель не укажет пальцем, куда идти. Он начнет выяснять: "Запах воды чувствуешь?", "Рельеф понижается?", "Звуки воды слышишь?", пока ученик сам не скажет: "Ага!!!" и не поймет куда ему надо идти.

    Все.

    Ни для чего другого учитель не нужен. Он самое бесполезное, что может быть для копирования.

Особенно мило выглядит, когда европейские ученики начинают копировать его индийскую мирскую жизнь:)

    2. Этот мир - мир людей, не самое лучшее место для жизни. И совсем уж тухлое место для практики.

Нам кажется, что он прекрасен и удивителен, как некоторым жителям Бангладеш кажется,  что свалка, на которой они родились, живут и умрут, сортируя отходы для  корпораций - это золотое дно и надо всего лишь делать карьеру, продвигаясь к центру свалки, где расположены самые рыбные места, чтобы быть счастливым. Мы смотрим на это все по ТВ и ужасаемся, как люди могут так существовать? Они не знают другого мира и живут в той системе координат и ценностей, которую способны постичь.

Человек раз за разом рождается в этом мире людей только из-за того, что благодаря тяготению к своим самскарам, совершает одни и те же действия.

    Ты  живешь одну и ту же жизнь уже множество воплощений.

    Одну и ту же.

    С минимальными отклонениями.

   В разных телах и разных веках, ты окружен одними и теми же Дживами, чтобы получать одни и те же впечатления,  к которым стремишься под влиянием самскар, которые тебе неподконтрольны.

    Суть твоя - твоя Джива - не меняется, потому что нет притока новых самскар.

    Если бы ты однажды вдруг "проснулся" и понял всю безысходность такого существования, то фраза "страдания в Сансаре" показалась бы детским лепетом.

    Потому все предыдущие и будущие воплощения стерты из воспоминаний тем самым "туманом войны":)

Хотя иногда завеса прорывается случаями дежавю или же особыми сновидениями о местах, которые настолько отличаются от привычных, что их невозможно "нафантазировать".

    Практика йоги - это дверь наружу.

    Уж не знаю, кто принес ее в мир людей, но люди под влиянием своей природы сделали из нее "комнату с зеркалами".

Знаешь, где множество отражений и только один верный выход.

    Яма,нияма - готовят качества ученика, асана, пранаяма - готовят его тело. Но путь наружу лежит через внутренние практики, называемые "самьяма". Это дхарана, дхьяна, самадхи. Если все предыдущие усилия не выводят к самьяме, то ученик запутался в зеркалах.

Успехов.

777

bottom of page