Ошибки в практике

   Если практикующему настолько тяжело определить свой настоящий уровень без посторонней помощи, то, как ты понимаешь, выявить ошибки, которые он совершает в практике – это вообще огромная проблема. Большинство из нас практикует самостоятельно или удаленно, поэтому ложные тропы – обычное явление. В лучшем случае – это остановка на годы, в худшем – остановка длинною в жизнь.

    Всегда радовался, когда находил в текстах описание ошибок на пути, и всегда примерял их описание на себя. Проблемой становится то, что

чем дольше практикуешь и чем дальше заходишь в своей медитации, тем меньше источников, описывающих ошибки продвинутых этапов, и тем запутаннее и непонятнее описания данных ошибок. Когда в своей медитации выходишь за пределы мышления словами, то понимаешь, насколько тяжело ими описать переживания. А если выходишь за пределы форм, как тогда описывать то, что открывается?

   Очень сложным для преодоления является этап соединения результатов практики с повседневной жизнью. Здесь также возникает масса отклонений, зависящих от того, каким образом практикующий станет воспринимать повседневность: как несуществующую; как умственную деятельность, воплощенную в материю; как ошибочно видимую неструктурируемую бесконечность, на которую накладываются шаблоны самскар и т.д.

    Нашел в книге Вангчуга Дордже, Дагпо Таши Намгьяла «Смотри в природу ума» четыре типа заблуждений в медитации, которые описаны довольно сложно и видимо предполагают дополнительное устное разъяснение. Здесь попробовал понять, о чем идет речь, и разьяснить для себя каждое из них, исходя из опыта своей практики.

    Есть четыре типа заблуждений относительно пустоты.

    Один из них связан с неверным пониманием природы познаваемого, и в нем есть два аспекта.

  Во‑первых, вместо того чтобы осознать, что сущностный пункт медитационной тренировки – это неразделимое единство восприятия и пустоты, обладающее высочайшими из всех свойств, некоторые люди развивают пренебрежение к добру и злу. Они думают, что должны стремиться к нереальной пустоте, в которой несущественны и добрые качества, и ошибки; это фундаментальное заблуждение. Другие, хотя и понимают точное значение медитации и способны объяснить его на словах, не могут превратить его в свой личный опыт; это временное заблуждение.

    Это ошибка поведения, возникающая у довольно опытных практикующих. Чем большее время йогин насиживает в дхьяне тем равнодушнее он становится к проявлениям окружающего мира. Первый аспект ошибки заключается в том, что практикующий перестает учитывать влияние самскар в окружающем мире. Если все истинное осталось за гранью дхьяны, а внешний мир теперь видится лишь как заблуждение, то зачем прилагать усилие к своему поведению? Как бы твой персонаж, управляемый тобой, ни вел себя в компьютерной игре, это все равно лишь игра (лила). И когда ты осознал, что окружающее лишь игра, это ставит тебя над этим нарисованным миром. Так?

   Упрощенное восприятие миров Сансары не отменяет действия самскар. Возможно ты перестанешь таким образом создавать новые, но старые, все еще воздействующие на твою Дживу никто не отменял. Ведь лила – это игра гораздо более могучих и осознанных существ, чем твоя Джива и сила ее инерции огромна. Игнорирование внешнего мира, поведение за пределами добра и зла оправдано если в конце тебя ждет Нирвикальпа-самадхи. Но если нет, если ты не выйдешь из колеса рождений, тогда самскары, которые ты насоздавал таким поведением, дадут тебе новый мир рождения. Возможно не совсем благоприятный. В зависимости, чего ты там натворил накануне.

    Нельзя полностью игнорировать действие самскар на Дживу, как бы остро ты ни чувствовал нереальность Сансары. Верно, твое поведение должно исходить из Джняны (знания), но оно также должно подходить для условий этого мира и этого тела. Не зря даже весьма продвинутые йогины совершают паломничества, стараются не взаимодействовать с людьми на бытовые темы, больше времени проводить в практиках и чистых местах и т.д. Как ты понимаешь, их поведение направлено на преодоление препятствий, создаваемых кармой, которая должна реализоваться в этом воплощении (прарабдха), т.е. той, что наиболее сильна и для которой «специально» было подобрано это тело, мир и условия рождения. Очевидно, что они подстраивают свою лилу под лилу великих космических энергий, используя ее инерцию, чтобы потихоньку и в благоприятном режиме добиться «нерождения», как опытный моряк использует морское течение, чтобы попасть в нужное место, не надрывая гребцов в тщетном усилии.

    Второй аспект ошибки, о которой здесь говорится, касается йогинов, которые свою джняну (знание, полученное в результате самадхи) не реализуют в своем ежедневном поведении. К данной категории автор относит йогинов ушедших в «вечный» ритрит и оборвавших контакты с миром, а также менее опытных практикующих, достигнувших Савикальпа-самадхи (самадхи с семенем) и увлеченых лишь практикой медитации, считающих окружающий мир чем-то неважным. Автор имеет ввиду то, что как только во внешнем мире с практикующим случится какой-нибудь «стресс», их практика посыпется, как карточный домик. Так, например, было, когда Тибет был анексирован и тысячам йогинов пришлось изменить условия своей практики, сбежав из страны или скрываясь, т.е. переместиться из мира идеальных условий для практики в мир, где нужно тяжело вкалывать за кусок хлеба.

   

    Второй тип связан с неверным отношением к пути, и в нем тоже две стороны.

  Вместо того чтобы понять, что практика есть неразделимое единство пути и плода, а плод, в свою очередь, присутствует самопроизвольно и изначально, некоторые полагают, что тренировка является путем, а плод будет обретен на каком‑то другом этапе. Это фундаментальное заблуждение. Другие, получив подлинные наставления и методы, не доверяют им и не прекращают поисков, надеясь найти нечто исключительное, или добавляют к своей медитации что‑то «улучшающее». Это временное заблуждение.

    Второе заблуждение автор называет временным, поскольку оно характерно для практикующих еще не достигших самадхи. Предполагается, что оно может быть устранено по мере возрастания опытности йогина. Первая сторона заблуждения описывает тех, кто «учится», а не «вспоминает». В ведической космогонии Джива изначально была едина с Атманом, в результате определенных ошибок потеряв свое знание. Постепенно проходя через четыре стадии невежества (четыре юги), Джива в результате пралайи (разрушения мира) возвращается обратно к первоисточнику, чтобы начать свой путь заново. Т.е. с самого начала понятно, что Джива не потеряла качества Атмана, она забыла их. Потому во многих текстах Джняну (изначальное знание) и сравнивают с золотым слитком, укрытым толстым слоем грязи, который каждую ночь ложит под голову нищий, думая, что это обычный камень.

    Как это знание применяется на практике? Во-первых, надо четко понимать, что раз у тебя проявился интерес к йоге, то ты практикуешь не первое воплощение. У тебя в предыдущих рождениях был опыт определенных практик, различные посвящения и связь с Ишта-Дэватой. Все эти самскары нужно в себе искать, «вспоминать». Те практики, которые совершаешь уже не первую жизнь пойдут легко и относительно быстро ровно до того момента, где ты остановился в прошлом рождении. Далее будет тяжело и медленно. Ты почувствуешь конкретную разницу, обещаю тебе:)

    Еще раз. Практики, к которым у тебя самскары, не будут иметь серьезных препятствий, кроме лени:) Ты сможешь найти для них время, место, у тебя будет к ним интерес и желание делать. Информация о техниках и результатах будет тебе доступна, а если появятся вопросы и трудности, то найдется и человек, помогающий их решить.

    Та же история и с Ишта-Дэватой. Он опекал тебя в прошлых воплощениях, ты взаимодействовал с ним, и между вами есть связь. Она есть прямо сейчас и довольно сильная, хотя может быть ты пока что ее не обнаружил. Эта связь может проявляться, как симпатия к какому-то божеству, постоянное «натыкание» на тексты, изображения, где он главное лицо и т.д. Как только ты «признаешь» его и смахнешь пыль с ваших взаимоотношений, например, начав начитывать ему джапу, они станут разгораться все ярче и ярче, приняв в твоем сердце вид определенного вида привязанности (похожей на поклонение перед авторитетом, любовь, дружбу или др. виды. На эту тему есть конкретные тексты, если надо, то найдешь).

    Теперь, что касается самадхи, называемого в данном тексте плодом. Самое сложное – это понимание того, что ты уже освобожденная душа (Дживанмукти) и что самадхи, как естественное состояние и поведение этой души уже переживалось тобой. Ты имеешь опыт этого, имеешь память об этом, просто нужно вспомнить. Ты должен написать это на тысяче листков, набить татухой на руку и на внутреннюю поверхность век, чтобы помнить об этом всегда:) Понимание этого изменит твою практику навсегда.

    Вспоминание не предполагает узнавание и собирание чего-то, это отбрасывание лишнего и очищение.

   Сансара – это искажение реальности, самадхи не добавляет к этой реальности ничего, оно убирает, очищает искажение. Ты освобождаешься от колеса рождений и смертей не в результате узнавания какой-то информации, а в результате отсечения искажающих «наведений» в процессе медитации. К освобождению не идут, в него возвращаются.

    Второй тип ошибки, описанной в этом абзаце наиболее распространен среди искателей и в зависимости от опытности йогина проявляется на начальном этапе, как «стадия пчелы», когда практикующий летает от учения к учению, от наставника к наставнику, собирая свой чемодан с информацией. Это обязательная стадия для всех начинающих, но для незрелых душ, она может затянуться на всю жизнь, поскольку таким ученикам кажется, что как только они найдут учителя, сказавшего им правильные слова, они тут же обретут просветление. Подобных людей называют религиозными туристами, и ты встречал их в достаточном количестве на любом из даршанов. Для практикующего, имеющего достаточно самскар, «стадия пчелы» может продолжаться до нескольких лет, пока он не наестся информацией и не сядет в самостоятельную более-менее постоянную практику.

Для более продвинутых практикующих данный тип ошибки проявляется в миксовании различных техник из разных традиций, изобретению авторских методик, поскольку полученная им от учителя или из текста кажется нереально простой, а значит наверняка не принесет успеха. Миксование как бы не есть ошибкой, поскольку предполагает подгонку под свои самскары, но хочу, чтобы ты понял мой пример правильно, потому что он очень условный. Если ингридиенты миксует повар, сто раз делавший данное блюдо и если их миксует дилетант, никогда не готовивший и знающий кухню лишь по фото, в итоге мы получим совершенно различный результат.

    Ищущий, не зря называется ищущим. Вспомни, как менялись приоритеты на твоем пути, ты скакал зигзагами, как заяц по полю. Здоровье, асаны, управление энергиями, кевала-кумбхака, тело сновидения, кайа-калпа, дхарана, самадхи. Эти цели на разных этапах жизни казались очень важными, под них создавались и делались практики и велись исследования. Все это занимало годы и десятилетия. Когда ты наконец вернулся к практикам самадхи, информация о которых были доступна еще 20 лет назад, то лишь невесело усмехнулся.

    Третий тип, связанный с восприятием средства, так же двоякий.

  Иногда люди не сознают, что, хотя в медитации что‑то отбрасывается, а что‑то исправляется, она представляет собой неразделимое единство «отбрасывания» и «исправления»: ведь если знаешь свое естественное лицо, отбрасывание становится средством исправления для себя самого. Здесь фундаментальное заблуждение – это считать, что эмоция должна отбрасываться, что медитация и эмоции противоречат друг другу, и применять практику как средство против эмоций. Временное заблуждение – при появлении мыслей или трудных ситуаций полагать, что по‑настоящему успокоиться в медитации можно лишь после того, как трудность будет преодолена.

   Третья ошибка – это ошибка в самой практике медитации, называемой здесь средством.  Для того, чтобы вернуть правильное восприятие реальности, которое проявляется в результате правильной медитации, необходимо использовать упайю (искусные средства) или говоря современным языком техники или триксы (трюки) при помощи которых тормозится деятельность ума и ослабляется воздействие эго с которым Джива полностью ассоциирует себя. Сами состояния дхараны и дхьяны не имеют для практикующего аналогов во внешнем мире, потому существует большое количество препятствий, ошибок и недоразумений, возникающих из-за невозможности сравнить этот опыт с чем-то известным. Чем глубже состояние, тем менее оно доступно для описания словами. Большая часть такого состояния находится гораздо выше уровня умственного анализа и ускользает от ума (манаса). Потому, каких-либо фундаментальных каталогов таких ошибок не существует. Есть некоторые намеки, разбросанные по различным текстам. Предполагается, что наставник, достаточно долго опекающий практикующего, хорошо изучил его психотип и успехи и может в результате общения понять, что ученик застрял перед препятствием или ушел в сторону от цели медитации.

     Отсутствие «эмоции» в медитации – это тусклое сознание, которое больше похоже на спящее, в то время, как оно должно быть аллертным, бдительным, готовым, как сказать «стоп» мыслям, так и воспринимать состояния за пределами «мышления словами» так же ярко, как воспринимается окружающий мир во время бодрствования. Кроме того, медитация неразрывно связана с анандой (блаженством), источником которой является приближение к естественному состоянию, называемому в тексте «естественным лицом». Что же это за естественное состояние, как его описать словами? Никак, поскольку оно за пределами рассудочного мышления (манаса). Чистой Дживе, тождественной Атману нет нужды использовать манас для построения логических рассуждений, она обладает Джняной (естественно возникающим знанием реальности). Больше всего в человеческом представлении это напоминает распознавание, когда концентрация сознания на объекте вызывает узнавание объекта с вытекающим из этого проявлением в уме всех его качеств. Крайне слабое сравнение, но других доступных для описания словами у меня нет.

     В тексте используется слово «эмоция», хотя правильнее было бы опуститься глубже и говорить об эмоции, как об импульсе энергии. Пока существо имеет тело, даже самое тонкое – астральное, энергия (прана) будет использоваться. Прана транспортирует химические элементы, необходимые для поддержания существования тела, она же транспортирует и информацию. Попытки практикующих полностью подавить движение энергий, либо локально ограничить ее - бессмыслены. Это понятно, если мы говорим об эмоции, как о форме энергии. Но если мы не связываем данные понятия между собой, тогда кажется, что эмоция должна быть устранена, поскольку мешает медитации. В тексте используются слова «отбрасывать» и «исправлять». «Отбрасывание» всего лишнего для достижения естественного состояния Атмана мы разобрали в комментарии к предыдущей ошибке. «Исправление» – немного неуклюжий термин, появившийся в результате двойного перевода. Пока текст преобразовался с тибетского в русский через английский, кое-что в нем поменялось:) Если мы используем привычный тебе по тантрическим текстам термин «трансформация» вместо «исправление», то, думаю, все сразу станет понятным.  Речь идет о тантрической практике трансформации энергий. Не буду здесь расписывать, напомню лишь главный ее принцип: «Существо является тем, кем себя считает»

    Временный аспект ошибки описанный в третьем абзаце текста предполагает то, что никакие изменения и потрясения во внешней жизни йогина не должны влиять на его практику. Честно говоря, это нехилый поджопник для меня, поскольку я уже смирился с тем, что когда в моей жизни начинаются какие-то серьёзные изменения, негативного или позитивного характера, практика медитации сразу же страдает от этого. Падает уровень осознанности, иногда даже время сессии существенно сокращается. Я даже придумал трикс, когда во внешней жизни аврал – надо делать упор на активные практики: джапа, пранаяма, паломничество. Если во внешней жизни рутина – тогда очень хорошо заходит дхьяна. Ну, текст говорит, что это ошибка. Причем временная, т.е. – не фундаментальная, легко исправимая. С помощью «отбрасывания» я ее решить не смог, видимо придется попробовать «трансформацию».  

  

    Четвертый тип относится к неверным обобщениям и тоже подразделяется на два.

   Бывает, что люди не способны видеть практику как неразделимое единство искусных средств и мудрости, а все явления – как саму суть. Фундаментальное заблуждение в этом случае – концептуально обобщать, утверждая, что все лишено самосущности. Другие, вместо того чтобы просто применять медитацию, пытаются обобщать, воссоздавая прошлый опыт. Некоторые также верят, что медитация призвана прерывать мышление: «Я не удовлетворен сегодняшним состоянием. Впоследствии я должен создать другое, лучшее». (13) Это примеры временных заблуждений.

   Тем самым мы проиллюстрировали примеры ошибок, уводящих в сторону от правильной медитационной тренировки. Они могут увлечь вас в нижние миры или превратить в бесчувственного человека, который совсем не накапливает основательного опыта практики. Поэтому очень важно не позволять себе сойти с прямой дороги.

      В четвертом абзаце автор объединил множество различных ошибок в одну категорию. Разберем их.

    Фундаментальной ошибкой называется отделение воззрения от поведения. Т.е. если йогин считает, что практика медитации существует отдельно от окружающего мира, то этот окружающий мир путем различных стрессовых ситуаций всегда найдет случай показать, что йогин не утвердился в своем воззрении. Не зря тексты делят самадхи на две категории: Савикальпа самадхи и Нирвикальпа самадхи. Савикальпа самадхи – это цель медитации и капец какая вершина.  Просто неймоверное достижение ценой в сотни предыдущих воплощений. В текстах о нем говорится как о недостаточном (не конечном) состоянии, но эта скупость в словах не должна рождать мысль, что оно легко достижимо и не имеет ценности. Если ты сидишь в дхьяне, ты успешен, имеешь соответствующие самскары и еще сотни факторов сложились в благоприятную фигуру из трех пальцев:), то Савикальпа-самадхи – это то, чего ты достигнешь в результате. Еще раз Савикальпа-самадхи – это конечная цель медитации. В нем Джива очищается до сотояния Атмана. Единственный недостаток данного вида самадхи в том, что оно конечное. Т.е., через какое-то время, в результате самскар, Дживу выбрасывает из него в обычное бодрствование. Тексты говорят, о том, что самскары еще настолько сильны, что не дадут Дживе выйти из колеса рождения и смерти. Воплощение в благоприятном для последующей практики мире – пожалуйста, выбор места, времени и условий рождения – тоже пожалуйста, но освобождение – нет, еще рано. Между Савикальпа и Нирвикальпа самадхи должно пройти достаточное количество практики, адаптации результатов к условиям Сансары и т.д. Упоминаний в текстах о рождении подобных йогинов в различных мирах – предостаточно. В данном отрывке йогину дается совет: «Самадхи? Спокойно парень, это еще не конец».

   Вторая разновидность ошибки в данной категории связана с желанием практикующего непременно получать результат при каждой медитационной сессии. Достижение дхьяны никак не связано с желанием йогина, не говоря уже о достижении самадхи. Практикующий может лишь создать все условия для этого. А дхьяна всегда случается, не достигается. Можно конечно вывести некоторые закономерности: неподвижная асана, неподвижный ум в течении достаточного времени, причинное тело, очищенное от тяжелой кармы, крепкая связь с Ишта-Дэватой и т.д., но это всего лишь приманка, а прилетит ли на нее дхьяна или нет, тот еще вопрос. Стремление к постоянному результату – вечный бич йогина, стегающий его самолюбие. И ведь отбросить полностью это стремление нельзя: «Ну типа, пусть будет как будет», поскольку практика без результатов вырождается и гасит огонь намерения (тапаса). С другой стороны, стремление к результату любой ценой - главная причина падений, достаточно широко описанная в текстах (в санскритских и тибетских текстах есть упоминания об отдельных типах существ, обретших в результате практик могущество, но при этом здорово отяготивших свою карму). Если плавать совсем уж мелко и искать причины неудач опытных йогинов в дхьяне, то они довольно часто заключаются не в ошибках в технике, а имеют кармические причины. Т.е. не очевидны. Часто бывает, что нужно совершить какие-то кармические действия, чтобы тебя пустили на следующий уровень технических практик. Ну так ты это знаешь. Не зря ведь перед посвящением в практики делают очищения и ждут знака (о готовности). Верно?

     Еще одним временным заблуждением, описанным здесь, является подмена созерцания (дхьяны) визуализацией. Практики многих школ тибетской тантры начинаются как раз с визуализаций, а дхьяна считается продвинутым уровнем, на который пускают только после успешных предварительных практик. Однако концепция визуализации настолько привлекательна, что может отвлечь йогина от главной цели – освобождения. Куда понятней желание привлечения в текущую жизнь благополучия, магические практики получения желаемого или даже обретение бессмертного тела света в практике кайа-калпы. Изменение мира под желание тела или изменение тела для условий выбранного мира – это побочная ветвь «трансформации энергий» и в данном тексте сказано, что такие действия уводят с прямого пути.

           

Успехов.

777

© 2017 Дневник одного йога. Сайт создан на Wix.com

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now