top of page

Что такое сознание?

«В природе этого сознания нет разделения (различия) между временем и пространством.

Таково это единое сознание».

Тантрасара

   

Как по-твоему выглядит мир, где сознание, пространство и время – это одно и тоже?

    Самодостаточность, как основная характеристика освобожденной души, заключается в пребывании в счастье и знании. Ты можешь перебирать в течении жизни сотни целей, стремиться к ним и разочаровываться в них, но все поставленные тобой цели, в конце концов, сводятся к этим двум.

    В результате заблуждения, стремление к счастью проявляется в Сансаре, как сила желания. А стремление к знанию, как желание совершать действия.

    Также, как сумма всех теней не дает полного представления об объекте, поскольку тени лишь его проекции, так и попытка осуществить всевозможные желания дает лишь недолгий привкус счастья, а попытка совершать множество действий – знание с ограниченным сроком годности.

    Поскольку мир, где пытается действовать человек, приводится в движение временем и пространством, то все достижения в нем имеют кратковременную и локальную форму. Счастье, находящееся в километре от тебя и знание, которое будет опровергнуто через месяц - вот колесо, в котором тебе предстоит бегать всю жизнь. Ты хоть понимаешь, насколько бессмысленным делом занимаешься?

    В горах верная и неверная тропы внешне похожи и разделяются в одной точке. Одна ведет к цели, другая – в место, где ты не нужен. По обеим одинаково тяжело идти. Такая точка выбора правильной тропы – отделение реального (безначального, вечного, неизменного) от нереального. Распознавание себя - задача, не имеющая аналогов, возникающая по паре раз в день и в большинстве случаев уводящая неверным путем.   

***

    То вечное, что проявляется в тебе – свет сознания. Можешь изучать тени, которые Шива бросает во внешнем мире в виде миллиарда вещей, а можешь повернуться к свету и попробовать рассмотреть Шиву. Два этих способа ошибочно называют смотреть «наружу» и «внутрь». Ошибочно, потому что в конце выясняется, что смотришь на одно и то же. Йога потому и переводится с санскрита, как «соединение», что объединяет их.

***

    Если убрать специальные термины йоги, то внутренние практики четко разделяются на три ступени, которые иносказательно описываются в «Тантра Саре». Любой йогин имеющий практический опыт сразу распознает их.

1. Успокоение ума.

2. Пробуждение сознания.

3. Растворение сознания.

    Успокоение ума – очень трудная практика для начинающих йогинов и довольно простая для опытных. Это как на велосипеде ехать или на сноуборде. Пока не найдешь свою точку равновесия и не освоишь собственную технику расположения тела в пространстве, предстоит множество попыток разной степени успешности. Самое интересное, что остановить ум можно разными способами, т.е. нет одного 100% эффективного. Так навскидку вспоминаются: утомление ума до установления в нем звенящей пустоты практиками джапы, концентрации на янтре, тратаке, внутренней адхаре и др; еще одним способом является пресечение мыслей путем бдительного наблюдения за умом, прекратил мыслить – наблюдаешь, ждешь, если мысль потекла – оборвал, вернулся к безмыслию; еще один эффективный способ – замедление дыхательного цикла (в комфортных пределах) и т.д. Тут надо поерзать на попе и найти именно свой эффективный способ, потому на этом этапе не может быть одного для всех пути. Надо крепко держать в памяти лишь одну важную вещь, универсальную для всех практикующих. Пустой ум переживается, как действительно пустой, в нем нет мышления словами на протяжении длительного, хотя бы более 3-5 минут времени. Именно это состояние тебе и предстоит распознать. Если ты это состояние пережил, «схватил» и запомнил, то дальше будет намного легче. Ты сможешь держать его целью и перебирать различные способы вхождения в него, добиваясь наиболее эффективного, т.е., такого, с помощью которого тебе удастся войти в безмыслие за меньший промежуток времени.

    Пробуждение сознания – скорее спонтанный, чем контролируемый процесс. Он происходит тогда, когда ты уже можешь поддерживать безмыслие довольно длительное время. Тогда твое внимание «проваливается» на короткие промежутки времени в бессознательность, чередуя такие периоды с созерцанием различных образов. Часто это различные световые пятна, фигуры, линии, яркие зрительные образы, либо блеклые тени, темные пространства со светлячками и пр. Здесь очень велика роль индивидуальных самскар и зрительные, а иногда и звуковые образы зависят от практикующего. У большинства видения сопровождаются переживанием ананды (беспричинного блаженства). Хотя ананда может переживаться многими уже на этапе остановки ума. Итак, три атрибута этого этапа:

- провалы сознания (иногда посреди практики помнишь, что вдохнул, а когда выдохнул, уже отыграл будильник, отмерявший час дхараны);

- спонтанно возникающие образы или даже целые световые пространства на фоне полного отсутствия мышления словами;

- переживание ананды.

    Растворение сознания – абсолютно спонтанный и неконтролируемый этап, когда «провалы сознания» становятся длительными. Если дхарана поддерживается длительное время, то меняется и характер ананды. Она перестает переживаться остро и становится больше похожей на комфортное состояние. Световые пространства могут расширяться до горизонтов и созерцающий «вдруг понимает все». Опять-таки, все очень индивидуально и вместо света может переживаться такая же «яркая» тьма или что-то среднее, между светом и тьмой. Потом сознание объединяется с пространством (растворяется) на длительное время , как бы заныривая в бессознательное и выныривая из него. Основные признаки этапа:

- провалы сознания становятся длительными, сознание ныряет и выныривает (время теряет значение);

- ананда не острая (щемящая), а более зрелая спокойная, как удовольствие от покоя;

- периодически возникающее ощущение единства сознания и всего, что переживается в нем, «причастности ко всему созерцаемому», знания, понимания всего.

***

    Абхинавагупта впервые ввел специальный термин «саттарка», для истины, полученной путем прямого переживания.

Видишь ли, если ошибка восприятия или авидья (отсутствие узнавания реальности) есть результатом восприятия с помощью викальп (мысленных конструкций, мыслеформ), то викальпы по умолчанию не могут дать знания о реальном. Они замечательно справляются с описанием причин и следствий, а значит именно викальпы поддерживают Сансару, как распределенные вычисления (блокчейн) поддерживает биткоин. Если все владельцы майнинговых ферм в один момент скажут: «Что я, блин, тут произвожу?» и выключат их из розетки, биткоин перестанет существовать.

    Как биткоин – набор едениц и нулей, существующих лишь в цифровом пространстве, так и мир людей – отражение их сознания, существующее в викальпах (мыслеформах). В реальности не существует причин и следствий, а значит викальпы не годятся для получения знания о ней. Саттарка – переживание истины, полученной в результате нетипичного для человека способа получения знания, который называют шактипатом, даршаном, ануграхой или др. терминами, связанными с отсутствием мыслей.

    Глупо пытаться описать этот процесс словами, не предназначеными для этого. Ты не можешь поймать нейтрон сачком для бабочек, потому что он вообще прошибает насквозь твердые предметы, также бессмысленно искать четкое объяснение тому, как получается знание в результате медитации. Конечно попытки предпринимаются, ведь религии строятся на массовости и человек обычно не склонен следовать за необъяснимым. Потому ануграха – это милость Бога, раскрывшего истину, даршан – пропитывание флюидами гуру, шактипат – пиковое насыщение ученика духовной энергией и пр. Это конечно верно, на уровне объяснения ребенку, как папа встретил маму. Однако, осознал ли папа, почему на самом деле он встретил маму, ибо это лежит ниже уровня логики.

***

    Шива не постороннее существо, Великий Бог, которого надо достичь или цель, к которой следует стремиться, изменяя себя. Шива – это та часть тебя, которая заслонена от тебя авидьей. Авидья подобна свече, ограничивающей огромное пространство сферой своего слабого света. Представь, что в бесконечном космосе за твоими закрытыми глазами, горит пятиватная лампа. Все, что она может осветить, ты считаешь собой, остальное – неизведанным, чужим и отличным от себя. Может надо просто лампу помощнее, чтобы понять, кто здесь Шива?

 

«Даже пребывая в двойственности, внутренняя природа (сварупа) субстанционально не сильно отличается (не отделяется) от этого бытия. Отсюда отбрасывание двойственности должно осуществляться через осознавание».

Тантра Сара

Ты, мир и Шива состоите из одной и той же субстанции и не отличаетесь ни внешне, ни внутренне, просто тебе сказали, что ты электрик, а он американец и между вами капец какая разница.

777

bottom of page