Шарирака(1) Упанишад из Темной Яджур-Веды.

Translated to English by K. Narayanasvami Aiyar, 1914
Перевод на русский Гена 777



Ом!
Тело- есть соединение Притхви(Земли) с другими Махабхутами(Первоэлементами).
В теле:
то,что твердое- есть (сущность) Земли;
что жидкое- (сущность) Воды;
то,что горячее- (сущность) Огня;
что движется- есть (сущность) Воздуха;
то,что проникает всюду- (сущность) Пространства.

Ухо и другие Джняниндрии(органы чувств).
Ухо- сущность Пространства;
кожа- сущность Воздуха;
глаз- сущность Огня;
язык- сущность Воды;
нос- сущность Земли.
Слух,осязание,форма,вкус и запах
являются соответственно объектами восприятия этих органов.
Они возникли из первоэлементов,начиная с Земли.

Рот,руки,ноги,органы выделения и органы размножения-
есть Карминдрии(органы действия).
Их функциями соответственно является:
говорить,поднимать,ходить,выделять и получать удовольствие.

Антахкарана(внутренние органы) состоят из четырех видов:
Манас,Буддхи,Ахамкара и Читта.
Их функцииями являются следовательно:
Санкальпа-Викальпа(размышление-воображение),познание,эгоизм и память.
Место Манаса- в конце горла; место Буддхи- лицо;
для Ахамкары- это сердце,место Читты- пупок.

Кости,кожа,нади,нервы,волосы,плоть- сущность Земли;
моча,флегма,кровь,сперма и пот- сущность Воды;
голод,жажда,лень,обман,желание совокупления- сущность Огня;
хождение,царапание,открытие-закрытие глаз и т.д.- сущность Воздуха;
желание,гнев,жадность,заблуждение и страх- сущность Пространства.

Звук,прикосновение,форма,вкус и запах- свойства Земли.
Звук,прикосновение,форма,вкус- свойства Воды.
Звук,прикосновение,форма- свойства Огня.
Звук,прикосновение- свойства Воздуха.
и один лишь звук- свойство Пространства.

Существует три Гуны: Саттвика,Раджаса и Тамаса.
Не-убийство,правдивость,не-воровство,целомудрие,нестяжание,
воздержание от гнева,служение Гуру,
чистота(в уме и теле),удовлетворенность,правильное поведение,
воздержание от самовосхваления,отсутствие пафоса,
твердая убежденность в существовании Бога и непричинение вреда другим-
все это известно прежде всего,как Саттвика-гуна.

Я- Действующий,я- Наслаждающийся,Я- говорящий и Я- эгоистичный-
так говорят знатоки Брахмана о Раджаса-гуне.
Сон,лень,иллюзия,желание,совокупление и воровство-
толкователи Вед относят к Тамаса-гуне.

Те,кто обладают Саттва-гуной идут вверх(в высшие сферы);
обладающие Раджаса-гуной,остаются по-средине(в сфере Земли);
те,кто,наполнен Тамаса-гуной опускаются вниз(в адские сферы);

Полные(или божественные) знания- это Саттвика-гуна;
знание Дхармы- это Раджаса-гуна;
невежество(ментальная тьма)- это гуна Тамаса.

Джаграта(бодрствование),
Свапна(сон со сновидениями),
Сушупти(сон без сновидений)
и Турья(состояние за пределами этих трех)-
есть четыре состояния.
В Джаграте действуют четырнадцать органов:
органы чувств(пять),органы действий(пять) и четыре внутренних органа.
Свапна- состояние,связываемое с четырьмя внутренними органами.
В Сушупти- действует лишь Читта.
В Турья- остается лишь Джива.

Касаясь Дживатмы и Параматмы.
В любом из трех состояний: с открытыми глазами,
с закрытыми и в промежуточном,говорится что Джива есть Кшетраджня(повелитель тела).


Джняниндрий(пять),Карминдрий(пять),Пран(пять),Манас и Буддхи-
говорится,что эти семнадцать составляют Сукшма или Линга (тонкое) тело.

Манас,Буддхи,Ахамкара,Пространство,Воздух,Огонь,Вода,Земля- это восьмерка Пракрити(материи).
Ухо,кожа,глаз,язык,нос (всего пять);органы выделения,органы размножения,руки,ноги,речь(итого: десять);
звук,осязание,форма,вкус и запах-
это пятнадцать модификаций из перечисленных выше восьми Пракрити.

____________________________________
(1) Шарирака Упанишад- Упанишада относится к Шарира т.е. к телу.