Сарвасара(1) Упанишад из Темной Яджур-Веды.

Translated to English by K. Narayanasvami Aiyar, 1914
Перевод на русский Гена 777



1.
Что есть Бандха (рабство)?

Ложное наложение Атмы на тело и прочее (что не являются Тобой).
И отождествление с ними.
Это отождествление причина того,что Ты в рабстве.

2.
Что есть Мокша (освобождение)?

Свобода от этого (отождествления) есть Мокша.

3.
Что есть Авидья (неведение)?

То,что вызывает такое отждествление- поистине есть Авидья.

4.
Что есть Видья (знание)?

То,что устраняет это отождествление- есть Видья.

5.
Что есть состояния: Джаграт (бодрствование),Свапна (сновидение),
Сушупти (сон без сновидений) и Турья(четвертое)?

Джаграт- есть то (состояние),когда Атма наслаждается грубыми объектами чувств,
такими,как звук и т.д.,через 14 органов (2), таких как Манас и т.д.,
имея Сурью и всех остальных,как руководящие ими Божества.

Свапна- есть то (состояние),в котором Атма через 14 органов испытывает опыт Васан (влечений),
созданных во время бодрствования через звук и др. объекты.
Даже при отсутствии грубых(материальных) звуков,форм и др.,Васаны временно создают такие объекты чувств.

Атма переживает Сушупти, когда не испытывает звука или других объектов чувств,
из-за прекращение функционирования 14-и органов.
Тогда существа спонтанно наслаждаются сознанием по причине отсутствия этих органов.

Турья- есть состояние во время которого Атма является свидетелем существования трех вышеупомянутых состояний,
без вовлечения в их возникновение или невозникновение,
посредством пребывания в себе,как единого непрерывного сознания.

Этот Чайтанья (сознание)- есть то,что связано с этими тремя состояниями,
Он пребывает вне каждого из них них, и в паре с каждым из них одновременно.
(Турья- непрерывное осознавание себя Атмой в любом из трех состояний.777)

6.
Что есть Аннамая, Пранамая, Маномая, Виджнянамая Коши (оболочки)?

Аннамая Коша- это совокупность материалов(видов материи) образующихся из еды.

Когда десять Вайю (жизненных ветров),Пран и др. текут через оболочку Аннамая,
то они составляют то,что называется Пранамая Коша.

Когда Атма,соединенная с двумя вышеназванными оболочками выполняет функции слушания и т.д.,
посредством 14-и органов человека и др.,то это называется Маномая Коша.

Когда во внутренних органах (Антахкарана),связанных с тремя вышеперечисленными оболочками,
возникают изменения в результате созерцания,медитации и т.д. особенностей этих оболочек,
То это называется Виджнянамая Коша.

Причиной Джняны есть Я и возникает она из блаженства,присущего Я
(как баньяновое дерево возникает из семени),и хотя связанные с ней четыре оболочки и имеют причину в Аджняне,
эта оболочка называется Анандамая Кошей.

Атму,которая связана с Упаддхи (носителем) всех этих оболочек,образно называют Кошей.

7.
Что понимают под Карта (деятель), Джива, Панчаварга (пять групп), Кшетраджня (повелитель места),
Сакши (свидетель), Куташтха (неизменный) и Антарьямин(скрытый учитель)

Карта (деятель)- это тот,кто обладает телом и внутренними органами из-за соответствующих желаний,
происходящих из идей удовольствия и страдания.
Идея удовольствия- это модификация ума, известная как любовь.
Идея страдания- это модификация ума,известная как ненависть.
Причиной удовольствия и страдания является звук,прикосновение,форма,вкус и запах.

Джива- есть тот Адхьяси (омраченный),который думает,что это тело,
которое получено путем воздействия хорошей и плохой кармы,есть то,что не обретается.
(возникает само по себе,в силу физиологических причин 777)

Панчаварга(пять групп)- есть:

1.Манас,Буддхи,Читта,Ахамкара.
2.Прана,Апана,Вьяна,Самана,Удана.
3.Саттва,Раджас и Тамас.
4.Пять элементов: Земля,Вода,Огонь,Воздух,Пространство.
5.Дхарма и ее противоположность Адхарма.

Изначальный Авидья,имеет характеристики перечисленных пяти групп,которые не исчезнут без Атма-Джняны.
Авидья кажется вечным,благодаря присутствию Атмы и является носителем [проявленного] Атмы.
Он- семя Линги (тонкого тела).Его так же называют Хридая-Грантха (сердечный узел).

Чайтанья (сознание),которое отражается и сияет в нем (Хридая-Грантхе)- есть Кшетраджня (повелитель места).

Сакши (свидетель)- есть то сознание,которое знает появление и исчезновение Знающего,Объекта знания и Процесса узнавания,
не будучи подвергнут сам появлению и исчезновению.Он- самосветящийся.

Куташтха (неизменный)- есть тот,кто находится во всех,без исключения Буддхи всех существ от Брахмы до муравья,
и кто сияет,как Атма и обитает в качестве свидетеля в Буддхи всех существ.

Антарьямин (внутренний учитель)- это Атма,который сияет,как Основополагающий ,находясь внутри всех тел,
как нить,на которую нанизаны четки(тел),
и служит для того,чтобы узнать причину некоторых отличий Куташтхи и др.,связанных с ним.

8
Кто есть Пратьягатма?

Он имеет природу истины,мудрости,вечности и блаженства.Он не имеет тела-носителя.
Он-сама абстрактная мудрость,как масса чистого золота,свободная от изменений браслета,короны и т.д.
Он- только чистое сознание.Он тот,кто сияет,как Чайтанья и Брахман.
Когда он связан с носителем Авидьи и имеет значение "Твам" ("Ты")(в знаменитом ведическом "Тат Твам Аси"-"То Ты есть"),
тогда он- Пратьягатма.

9
Кто есть Параматма?

Он тот,кто связан с истиной,мудростью,вечностью,блаженством,всеведением и др.,
он тот,кто связан с носителем Майи и имеет значение "Тат"("То")(в "Тат Твам Аси")

10
Что есть Брахман?

Брахман есть то,что свободно от любых носителей; что есть Абсолютным Сознанием,лишенным отличительных особенностей;
то,что есть Сат (Бытие); то,что лишено второго; то что является блаженством и не подверженно Майе.
Оно отлично от характеристик того,что выражается словом "Твам" (Ты),субъекта Упадхи (носителя) или
или характеристик того,что выражено словом "Тат" ("То"),субъекта Упадхи (носителя).
Оно само по себе и не имеет отличительных черт и является основой всего.
Оно чистое,не имеющее конкретной формы,истинное и неразрушимое.


А что есть Сатья (Истина)?

Это Сат (Бытие),которое указано как цель Ведами.
Это то,что не может быть названо Асат (нереальное).
Это то,что не находится под влиянием трех периодов времени.
Это то,что продолжает существовать во время всех трех перодов времени.
Это то,что есть.Оно не имеет второго.
Оно вне различий (вне сходства и отличия),т.к.является источником всех идей.
Оно не исчезает,когда исчезают время,пространство,материя,причины и т.д.

Что есть Джняна (Мудрость)?

Это собственный свет.Это то,что освещает все.
Это то Абсолютное Сознание,которое не имеет каких либо омрачений.
Это сознание без начала и конца,являющееся свидетелем всех видоизменений и их противоположностей.

Что есть Ананта (Вечное)?

Это то,что не имеет рождения и смерти.
Это то,что не подлежит шести изменениям (рождение,рост,зрелость,упадок,старость и смерть).
Оно свободно от всех Упадхи (носителей).Это то Сознание,которое будучи всегда неделимым и неразрушимым,
пронизывает созданную Вселенную.состоящую из Авьякты и др.,таких как земля во всех видоизменениях глины,
золото во всех видоизменениях золота и нить в видоизменениях нити.

Что есть Ананда (Блаженство)?

Это основа всех живых существ,как вода основа океана.
Оно вечно,чисто,неделимо,не имеет противоположного,и является единственной сутью Чидананды(сознания-блаженства).

10
Сколько есть видов субстанций?

Три вида.Сат (Бытие).Асат (Небытие).И Митхья (Иллюзия).
Только Сат есть Брахман.Асат- это то,чего нет.
Митхья является иллюзорным приписыванием Брахману Вселенной,которой не существует.

Все,что стоит того,чтобы быть узнаным- Брахман,единый Атма.
Брахма-Джняна- это искоренение всего: тел и тому подобного,что не есть Я; и растворение в Брахмане,в Сат.
Миры Акаши и прочее,включая Дживу- это не Атма.

12
Что есть Майя?

Корень того,что не является Атмой есть Майя.Она появляется в Брахмане,как облака и т.д. в небе.
Она не имеет начала,но имеет конец.Она может быть доказана,но недоказуема.
Она ни есть,ни ее нет,она не является также комбинацией этих двух(Сат и Асат).
Ее основа не может быть описана.Она имеет множество различий,воспеваемых мудрыми.
Она то,чем в действительности не является.Ее природа- Аджняна.
Она появляется,как Мулапракрити,Гуна-Самья(3) (состояние в котором три гуны находятся в равновесии),
Авидья (Невежество) и в других формах,превращая себя в форму Вселенной.
Таким образом знающий Брахмана познает ее.

____________________________________________________
(1) Сарва-Сара- это "вся суть" или "квинтэссенция"

(2) 14 органов- 5 органов чувств,5 органов действия и 4 Антах-Карана (внутренних органа),
а именно: Манас,Буддхи,Читта и Аханкара.

(3) Гуна-Самья- это означает дремлющее или скрытое состояние Вселенной,
которое так же называется Маха-Сушупти,когда Гуны находятся в равновесии.
После пробуждения к активности,когда Гуны выходят из этого равновесия,
Мулапракрити называется различными именами: Майя,Авидья,Тамас и т.д.