Нираламба Упанишад из Светлой Яджур-Веды.

Translated to English by K. Narayanasvami Aiyar, 1914
Перевод на русский Гена 777



Хари Ом!
Я должен рассказать в форме краткого наставления то,
что нужно знать для устранения всех страданий,
которые постигают этих невежественных существ.(людей)

(1) Что есть Брахман?

(2) Кто Ишвара?

(3) Кто Джива?

(4) Что такое Пракрити?

(5) Кто Параматма?

(6) Кто Брахма?

(7) Кто Вишну?

(8) Кто Рудра?

(9) Кто Индра?

(10) Кто Яма?

(11) Кто Сурья?

(12) Кто Чандра?

(13) Кто такие Дэвы?

(14) Кто Ракшасы?

(15) Кто Пишачьи?

(16) Кто мужчины?

(17) Кто женщины?

(18) Кто такие животные и т.д.?

(19) Что постоянно?

(20) Кто брахманы и т.д.?

(21) Что такое Джати?

(22) Что Карма?

(23) Что Акарма?

(24) Что Джняна?

(25) Что Аджняна?

(26) Что Сукха?

(27) Что Дукха?

(28) Что Сварга?

(29) Что Нарака?

(30) Что Бандха?

(31) Что Мокша?

(32) Кто Упасья?

(33) Кто Шикша?

(34) Кто Видван?

(35) Кто Мудха?

(36) Что такое Асура?

(37) Что Тапас?

(38)Что Парамапада?

(39) Что Грахья?

(40) Что Аграхья?

(41) Кто Саньяси?


1.Что есть Брахман?

Это Чайтанья(Чистое Сознание),который проявляется через аспекты Кармы и Джняны,
как это огромное земное яйцо(Хираньягарбха),состоящее из Махат(1),Ахамкары и пяти элементов:
Земли,Воды,Огня,Воздуха и Эфира.
Он недвойственен(лишен второго),лишен любых носителей,полон всех Шакти,
не имеет начала и конца,описывается,как чистый,благой,пребывающий в покое,
лишенный гун,невыразимый словами.

2.Кто есть Ишвара?И каково его описание?

Сам Брахман,через свою Шакти,называемую Пракрити,создал миры и будучи скрытым в них,
стал правителем Буддхи и Индрий(органов чувств и действий)а также Брахмой(творцом) и другими.
Поэтому он называется Ишвара.

3.Кто есть Джива?

Сам Ишвара,наложивший на себя ложную идею "Я материальный"
через имена и формы Брахмы,Вишну,Рудры,Индры и других-это есть Джива.
Будучи одним,он проявляется как множество Джив из-за силы различных карм,образующих разные тела.

4.Что есть Пракрити?(Материя)

Это ни что иное как Шакти Брахмана,выступающего природой Буддхи.
Она имеет возможность производить множество пестрых миров в силу лишь присутствия Брахмана.

5.Что есть Параматма?

Высший Атма или Душа-это сам Брахма являющийся Параматмой,всецело превосходящий тела и прочее.

6. Кто Брахма? (Творец)
7. Кто Вишну? (Хранитель)
8. Кто Рудра? (Разрушитель)
9. Кто Индра? (Правитель Богов)
10. Кто Яма? (Бог Смерти)
11. Кто Сурья? (Солнце)
12. Кто Чандра? (Луна)
13. Кто такие Дэвы? (Боги Мира Страсти)
14. Кто такие Ракшасы? (Яростные Демоны)
15. Кто Пишачьи? (Злые Духи)
16. Кто такие Манушья? (мужчины,потомки Ману)
17. Кто Женщины?
18. Кто Пашу и т.д.? (Животные)
19. Кто есть Стхавара? (Неизменный)

20.Кто есть "Брахман и другие"?

Тот Брахман есть Брахма,Вишну,Рудра,Индра,Яма,Солнце и Луна,Дэвы,Асуры,Пишачьи,
мужчины,женщины,животные и т.д.,Брахманы(каста) и другие.
Здесь нет множественности и в малейшей степени,все это истинно Брахман.

21.Что есть Джати? (Каста)

Она не относится к коже,крови,плоти или костям.
Нет касты для Атмы,это только обычай.


22.Что есть Карма? (Деяние)

Карма-это действие,совершаемое Индриями(органами чувств и действиями) и приписанное Атме,как "Я делаю".
(Деятельность органов ошибочно приписывается Атме.)

23.Что есть Акарма? (Недеяние)

Акарма есть выполнение без всякого желания плодов ежедневных и периодических ритуалов,
подношений,обетов,аскезы и других действий,
которые не связаны с Ахамкарой(Эго) деятеля или наслаждающегося
и не служат причиной для связанности,повторных рождений и т.д.

24.Что есть Джняна? (Мудрость)

Это реализация от прямого восприятия(прмое- значит без участия ума.Как самадхи.) того факта,
что в этой меняющейся Вселенной нет ничего,кроме Чайтаньи(одной жизни),являющейся Сознанием,
которое в форме Видящего и Видимого пронизывает все вещи и которое есть Одно во Всем.
Лишь оно одно не является субьектом,который изменяется,таким как горшок,одежда и т.д.
Эта реализация осуществляется путем подчинения тела и чувств,служению хорошему Гуру,
Слушанию изложения Ведических доктрин,размышлению и постоянной медитации на этом(шравана,манана,нидитхьясана).

25.Что есть Аджняна? (Неведение)

Это иллюзорное отождествление.Такое как кажущаяся змея в веревке,
множество Атманов(здесь Душ) в различных Упадхи(носителях),
таких как боги,животные,люди,неизменные,женщины,мужчины,касты,правила жизни,рабство и освобождение.
Все это ложно приписывается Брахману,который недвойственен(точнее "не имеет второго"),
всепроникающ и является основой всего.

26.Что есть Сукха? (Счастье)

Это состояние пребывания в Ананде(блаженстве),познаваемое через ощущение реальности,
как Сат-Чит-Ананды(Существование,Сознание,Блаженство).

27.Что есть Дукха? (Страдание)

Это просто Санкальпа(2) на объекты мирского существования (или не-Я, согласно Бомбейскому изданию)

28.Что есть Сварга? (Небеса,Рай)

Это отождествление с Сат.(санскр."хороший,правильный,долговременный,почтенный,мудрый,прекрасный и т.д.")

29.Что есть Нарака? (Ад)

Это отждествление с тем,что несет с собой это мирское существование,которое есть Асат.
(санскр."не существующий,ложный,плохой,злой и т.д")

30.Что есть Бандха? (Рабство.Связанность.)

Такие Санкальпы,как "Я был рожден" и т.д.,возникающие от отождествления с безначальной Аджняной,
приводят к связанности.
Омрачение мыслей(или ментальное неведение)мирского существования "Меня"(Мое).
Такие,как "мои" отец,мать,брат,жена,ребенок,дом,сады,земли и т.д.,приводит к связанности.
Мысли о Самости,как о деятеле-есть рабство.
Мысль о развитии в себе восемь Сиддхи(высшие психические силы),как Анима и т.д.- есть рабство.
Мысли о прохождении восьми ступеней Йоги: (Яма и т.д.)- есть рабство.
Мысли об исполнении обязанностей своей касты и поддержании определенного образа жизни- есть рабство.
Мысли о том,что принуждения,страх и сомнения относятся к Атме- есть рабство.
Мысли о знании правил выполнения подношений,обетов,аскезы и жертвования- есть рабство.
Даже только одна мысль о жиелании Мокши(освобождения)-это рабство.
Сам только факт мышления, служит причиной связанности.

31.Что есть Мокша? (Освобождение)

Мокша есть (состояние) исчезновения.
Посредством различения вечного от непостоянного,которыми являются все мысли о связанности,
как о "моем" в объектах боли и удовольствия,землях и т.д. в этом бренном мирском существовании.

32.Кто есть Упасья? (Почитаемый)

Тот Гуру,который позволяет достичь Брахмана- это Сознание,пребывающее во всех телах.

33.Кто есть Шишья? (Ученик)

Ученик- это Брахман единый,который остается после того,как осознание внешней Вселенной было остановлено,
через постижение мудрости Брахмы.

34.Кто есть Видван? (Знающий)

Это тот,кто познал истинную суть своего сознания,скрытую во всем.

35.Кто есть Мудха? (Невежественный)

Тот,кто имеет эгоистические концепции тела,каст,обычаев;
тот,кто Действующий,Наслаждающийся и т.д.

36.Что есть Асура? (Демонический)

Это Тапас,практикуемый с целью причинения препятствий Атме,посредством Джапы(повторение Мантр),воздержания от пищи,
Агнихотры(огненного ритуала жертвоприношения),внимая жестоким желаниям,ненависти,боли,лицемерию и прочему,
с целью получения сил и способностей Вишну,Брахмы,Рудры,Индры и др.

37.Что есть Тапас? (Аскеза)

Тапас- есть акт возжигания(огненное жертвоприношение), путем огня прямого восприятия знания,
что Брахман- это Истина и вся Вселенная.
Миф- это семя глубоко укоренившегося желания достичь мощи Брахмана и т.д.

38.Что есть Парампада? (Вышая Обитель)

Это место вечного,освобожденного(из тела-ума) Брахмана,которое значительно превосходит Праны,
органы чувств,действия,тонкие тела,Гуны и др.
Брахман находится в самой сущности Сат-Чит-Ананды и является Свидетелем всего.

39.Что есть Грахья (Постижение)

Существует только Реальность Абсолютного Сознания,
не обусловленная пространством,временем и материей.

40.Что есть Аграхья? (То,что должно быть отвергнуто)

Мысль о том,что эта Вселенная- истина.(незыблема,независима)
Эта Вселенная,которая отлична от Самой Себя,является субъектом Майи(иллюзии) форм объектов,
(познаваемых) через Буддхи и Индрии(органы чувств).

41.Кто есть Саньяси? (Отреченный)

Саньяси- аскет,отказавшийся от всех обязанностей касты,обычаев общества,хороших и плохих поступков и т.д.
Выйдя за пределы концепции "Я" и "Мое" и найдя убежище только в едином Брахмане,
бродит везде,практикуя Нирвикальпа Самадхи.
Он твердо убежден:"Я есть Брахман",потому что имеет реализацию(свой опыт) таких священных Ведических утверждений,как
"Ты есть ТО","Все это-поистине Брахман","Во всем Этом нет множественности".
Только он и есть свободен.
Только он и годится для почитания.
Только он и есть Иогин.
Только он- Парамахамса.
(освобожденный) Только он Адвахута
(несвязанный) Только он- Брахман.

Тот,кто изучает Ниралаба Упанишаду,становится благодаря милости Гуру,чистым,как Агни(огонь).
Он становится чистым,как Вайю(воздух).
Он уже не вернется.
Он не родится вновь.Нет, он уже не родится.
Такова Упанишада.

____________________________________
(1).Махат- В древнеиндийской философии, преимущественно санкхье, первый продукт эволюции,
возникающий при соприкосновении первичной материи пракрити с "Я"-пурушей и выступающий в психологическом плане как Буддхи.

(2)Санкальпа- это идея,внутренняя убежденность.Очень важный термин в йоге.Т.к. с помощью санкальпы Сансара гипнотизирует Дживу,
и точно так же с помощью принятия специальных Санкальп,таких,как:"Твердый мир имеет природу сновидения" или "Я есть Брахман" и т.п.
можно выйти из под власти этого гипноза.