Йога Чудамани Упанишад из Сама-Веды.

Translated to English by P. R. Ramachander
Перевод на русский- Гена 777



Ом!Пусть мои конечности,речь,прана,глаза,уши,энергия жизни
и все органы чувств набирают силу.
Все существующее- есть Брахман Упанишад.
Пусть я никогда не отрекусь от Брахмана,как Брахман не отрекается от меня.
Да не отвернется он от всех.
Да не откажется он от меня.
Пусть добродетели,которые провозглашены в Упанишадах, пребудут во мне.
Тот,кто предан Брахману,да пребудет во мне.
Ом!Пусть будет мир во мне.
Пусть будет мир в моем окружении.
Пусть будет мир в силах,которые действуют на меня.

Позволь мне изложить Йога Чудамани,чтобы сделать благо для йогов.
Это будет оценено теми старейшими,кто хорошо знают йогу.
Это тайное знание способно поведать о спасении.(1)

(Шлоки 2-29 отсутствуют)

Дживатма (Душа индивидуального существа) находится под влиянием движущихся вверх и вниз Праны и Апаны.
Апана тянет Прану.А Прана Апану.
Кто знает это взаимодействие и использует на практике эти тянущие кверху и книзу силы- тот понимает йогу.(30)

Они(Прана и Апана) выходят наружу со звуком- "Ха",и снова возвращаются со звуком- "Са".
Существа постоянно повторяют мантру: "Хамса","Хамса". (31)

Живые существа беспрерывно твердят эту мантру днем и ночью двадцать одну тысячу сто раз. (32)
(14,65 дыхательных циклов в минуту.21100 дыханий в сутки).

Эта мантра,зовущаяся "Аджапа Гаятри", дает спасение всем йогам.Просто подумав об этой мантре,можно избавиться от всех грехов. (33)

Нет практики свяче чем эта.Нет мантры,равной этой.Нет мудрости подобной этой.Нет,не было и не будет в будущем. (34)

Эта "Аджапа Гаятри",которая поднимается от Кундалини,поддерживает Дживу.
Это величайшая из наук о Душе.Тот,кто знает ее- знает Веды. (35)
(Кундалини- скрытая причина Праны и Апаны.
Взаимодействие (чередование) Праны и Апаны- скрытая причина поддержания Души в том ее состоянии,которое есть сейчас.
Теперешнее состояние Души- причина существования окружающего мира и следовательно причина Майи.)

Сила Кундалини,находящаяся выше Муладхары,в своей восьмиигольчатой форме,всегда прикрывает рот Сушумны,
называемый еще Воротами Брахмы. (36)

Кундалини Парамешвари (Богиня Вселенной), которая должна пройти Ворота Брахмы,закрывает их своим ртом и спит. (37)

Из-за тепла,выделяемого во время практики йоги,скорости ветра(внутренние ветра-праны)
и ментальных сил она поднимается и используя свое унизанное иглами тело идет вверх по Сушумна нади.
(Речь идет об игольчатом теле из-за ощущений,переживаемых во время поднятия Кундалини по Сушумне. (38)
Они не болезненные,т.к. шипы скорее похожи на мягкие чешуйки. )

Подобно открытию дома с помощью ключа,йогин должен открыть ворота спасения,используя Кундалини. (39)

(Шлоки 40-71 отсутствуют)

Парабрахман есть Ом.Он есть То единственное,что реально существует.
Чистое,наполненное мудростью,не зависящее ни от чего,незапятнанное,не описуемое с помощью понятий,
не имеющее начала и конца,являющеееся одним и только одним,то,что является Турьей,
существует во всех объектах мира в прошлом настоящем и будущем и никогда не делится на части.
От этого Парабрахмана возникает Парашакти(женский аспект).Это и есть самосияющая Душа.
От этой души возникает Эфир(Акаша).От Эфира возникает Ветер(Вайю).От Ветра поднимается Огонь(Агни).
Из Огня возникает Вода(Джала),от Воды Земля(Притхви).Эти пять элементов управляются пятью Божествами.
Такими,как: Садашива,Ишвара,Рудра,Вишну и Брахма.
Среди них Брахма,Вишну и Рудра станут выполнять деятельность созидания,поддержания и разрушения.
Брахма- раджасичен,Вишну- сатвичен,Рудра- тамасичен.Таким образом,они обладают тремя различными свойствами. (72.1)

Среди Дэвов,Брахма появился первым.Среди тех,кто появился первым:
Брахма стал творцом,Вишну- хранителем и Господь Рудра- разрушителем.
Среди них,от Брахмы возникли миры,Боги,люди и те,кто находится между ними.
От него возникли и те объекты,которые не двигаются.
В случае человека,тело- это единая Форма Панча Бхуты(форма составленная из пяти элементов).
Органы познания(Джняниндрии),и связанные с познанием органы действия(Карминдрии),пять телесных ветров(прана,апана и т.д.)
совместно с тремя частями ума: интеллектом(Бодхи),силой принимающей решения(Манас)
и чувством "я"(Ахамкара)- составляют проявленное тело(Стхула Шарирам).
Органы познания,органы свидетельствования,объекты связанные с познанием,
пять телесных ветров и микроаспект ума и интеллекта- составляют Линга Шарирам (тонкое тело).
Тело имеет три типа свойств.Поэтому все люди имеют фактически три тела.
Тело же пребывает в четырех состояниях:Бодрствование,Сновидение,Сон без сновидений и Турья(высшее духовное состояние).
Те Пуруши,которые находятся в нашем теле и управляют этими состояниями есть: Вишва,Тайджаса,Праджня и Атма.
Вишва всегда будет иметь опыт макромира(опыт внешнего мира),
в отличии от Тайджаса,который испытывает опыт микромира(внутреннего пространства).
Праджня имеет опыт блаженства,а Атма является свидетелем всех этих событий. (72)

Атма,который имеет форму "Ом", находится во всех существах и во время переживания страстей,выглядит униженым.
Во всех остальных случаях,он становится привлекательным и повернут вверх лицом. (73)

В трех буквах "А" "У" "М"- сияют три Веды,три мира,три качества,три буквы и три звука.Таким образом Пранава излучает.
Когда вы бодрствуете,буква "А" существует в глазах всех живых существ.(В Аджне)
Когда вы видите сны,буква "У" существует в области шеи всех существ.(В Вишуддхе)
И буква "М" существует в сердцах всех существ,когда они спят глубоким сном.(В Анахате) (74)
Буква "А" существует в форме Гарбха(яйца) как Вишва(Вселенная),
и в состоянии Пинда(энергия жизни) как Вират Пуруша(Вселенский Дух).
Буква "У" существует как Тайджаса(Тело Света) и как Хиранья Гарбха(Золотое Яйцо,Лингам) во внутреннем пространстве.
Буква "М" существует как причинное состояние(Причинное Тело) и как Праджня(Мудрость,Постижение)
Буква "А" имеет качества Раджаса,она красного цвета и ее форма- Господь Брахма.
Буква "У" обладает качествами Сатвы и имеет форму белого Вишну.
Буква "М" имеет качества Тамаса и форму черного Рудры.
Брахма был рожден из Пранавы("Ом").Вишну также появился из нее.Рудра возник из Пранавы.
Пранава- Пара Брахма (Верховный Бог).
Брахма сливается с буквой "А",Вишну сливается с буквой "У" и Рудра един с буквой "М".
У людей,обладающих мудростью,Пранава повернута лицом вверх,а у невежественных людей- она смотрит вниз. (75-78)

Пранава существует,как "То".Кто знает "То",знает Веды.В форме Звука Анахат она возникает в мудрых людях. (79)

Звук Пранавы непрерывен,как струя льющегося масла и подобен долгому звуку колокола.Его вершина- это Брахман. (80)

Этот пик сверкает таким блеском,что невозможно описать словами.Великие ученые обнаруживают его с помощью своего острого ума.
Тот,кто знает его,считается постигшим Веды. (81)

"Хамса"(лебединая) мантра сияет в центре между двумя глазами.
(Мантру "Сохам" здесь называют "Хамса",что на санскрите означает Лебедь.
Лебедями называют реализованых йогов,ибо как по легенде только лебедь в состоянии разделить молоко и воду,
так и великий йог отделяет Джняну от невежества. )
Буква "Са" известна,как Кхечари,что значит "Путешествующая в Небесах"(Вообще то "летящая в пространстве")
Сказано,что это слово "Твам" (Ты) в известном Ведическом высказывании "Тат Твам Аси"(То- есть Ты.) (82)

Сказано,что буква "Ха",которая есть Великий Господь Вселенной- есть слово "Тат" (То),в приведенном выше выражении.
Мы должны медитировать на том,что буква "Са"- как Душа,путешествующая между рождением и смертью,а "Ха"- неизменный Бог. (83)

Живое существо связано своими органами(Связано ограниченностью своих органов познания и действия,
которые не могут охватить и миллиардной доли того,что есть мир.)Но Параматма так не связан.
Живое существо эгоистично,но Душа не связана эгоизмом и независима.(Ахамкара,как колышек,за который привязано внимание живого существа.
Таким образом существо не в состоянии отвязаться и охватить своим познанием весь остальной мир,который является по сути его внутренним миром.
Это похоже на пятно света под фонарем.Стоящий под ним уверен,что то,что видимо и есть мир,дальше границы света ничего нет. ) (84)
Внутренний свет,которым является "Ом"- есть Атма,частями которого выступают три мира Бху,Бхува и Сува,
а так же место где три Бога: Луны,Солнца и Огня пребывают. (85)

Внутренний свет "Ом"- есть тот Атма,чей аспект "Деятельность"- есть сила Брахмы,"Желание"- есть сила Рудры и "Мудрость"- сила Вишну. (86)

Из-за того,что "Ом" есть внутренний свет,он выражается словами,практикуется телом и созерцается в медитации умом. (87)

Тот кто продолжает повторять Пранаву не зависимо чист ли он или нечист,не прикрепляется к совершенным грехам,
как лист лотоса,который никогда не намокает. (88)

(Шлоки 89-102 отсутствуют)

Двенадцать повторений "Ом",которые называются Пурака(вдох),затем шестнадцать повторений "Ом",
которые называются Кумбхака(задержка дыхания) и затем десять повторений "Ом",которые называются Речака(выдох),
все это есть Пранаяма. (103)
(Интересно.Довольно нестандартная для пранаямы пропорция,где вдох длиннее выдоха.)

Основное правило Пранаямы- это ее повторение хотя бы 12 раз.Оно называется худшим.
Удвоение до 24 раз- считается средним.И утроение до 36 раз- называется Уттама(лучшим). (104)

В низшей пранаяме- будет потение,в средней- дрожание,в Уттаме- достижение цели.
После этого дыхание находится под контролем. (105)
(При таком растягивании дыхания,за две минуты производится три дыхательных цикла.
Замечательный результат,дающий отличную базу для крепкой дхараны.36 циклов такого дыхания-это почти 23 минуты,
время вполне достаточное для достижения пратьяхары и устойчивой дхараны.
Затем дыхание отпускается и наступает дхьяна.)

Йогин должен вначале приветствовать своего учителя и Господа Шиву и сидеть в лотосе,
концентрируя свой взгляд на кончике носа и практиковать пранаяму в одиночку.
(Ребята,не бывает групповых или парных занятий пранаямой.
Это практика уединения.Не перестаю находить этому подтверждения в текстах и категорически настаиваю.
Никто не должен видеть,как вы практикуете пранаяму.)

(Шлоки 107-108 отсутствуют)

С помощью асан можно избежать болезней,с помощью пранаям- грехов,и с помощью Пратьяхары
(смотри Шлоку 120)- контролировать умственную деятельность. (109)

Согласно Учению,тогда ум становится крепким,а Самаддхи дает живым существам чудесные знания и
достижение спасения, путем устранения грешных и святых деяний. (110)

(Шлоки 111-112 отсутствуют)

После видения в Самаддхи, Парам Джьоти (Великого Света),который распространяется повсюду,
обязанности и действия (йога) теряют свой смысл. (113)
(Йог продолжает исполнять их,но уже не ожидая никаких результатов).

(Шлоки 114-115 отсутствуют)

Если мы становимся едины с Пранаямой,все болезни уничтожаются.
Болезни возникают только у тех,кто не способен делать Пранаяму. (116)

(Шлоки 117-119 отсутствуют)

Пратьяхара- это состояние,в котором органы чувств,такие как глаз, не беспокоятся объектами снаружи,
но развернуты внутрь. (120)
(Они настолько увлечены восприятием только объектов внутреннего мира,
что глаз ,например, не видит внешних объектов,ухо слышит только внутренние звуки,но не внешние и т.д.
В этом нет никаких чудес,все дело только в глубине концентрации внимания на тех объектах,которые "всплывают" из ума)

Подобно Солнцу,вбирающему свои лучи в третий период сумерек,йог находящийся в третьей ступени,контролирует свой ум. (121)
(Пратьяхара в этой Упанишаде- третья ступень.Пранаяма- вторая.Асана- первая.)

Ом!Пусть мои конечности,речь,прана,глаза,уши,энергия жизни
и все органы чувств набирают силу.
Все существующее- есть Брахман Упанишад.
Пусть я никогда не отрекусь от Брахмана,как Брахман не отрекается от меня.
Да не отвернется он от всех.
Да не откажется он от меня.
Пусть добродетели,которые провозглашены в Упанишадах, пребудут во мне.
Тот,кто предан Брахману,да пребудет во мне.
Ом!Пусть будет мир во мне.
Пусть будет мир в моем окружении.
Пусть будет мир в силах,которые действуют на меня.

Здесь заканчивается Йога Чудамани Упанишад из Сама-Веды.