top of page
spaces.jpg

С возвращением, Сэр.

Обычно мы видим такой перевод сутры 1.12 Хатха-Йога Парадипики.

Хатха Йога Прадипике: "Йогин должен практиковать Хатха-Йогу в маленьком помещении, расположенном в уединенном месте, где нет скал, сырости и огня, в стране, управляемым мудрым владыкой, где люди добры, а пища добывается легко".

Английская версия выглядит так.

The Yogî should practise Hatha Yoga in a small room, situated in a solitary place, being 4 cubits square, and free from stones, fire, water, disturbances of all kinds, and in a country where justice is properly administered, where good people live, and food can be obtained easily and plentifully.

А санскритская так.

Surājye dhārmike deśe subhikshe nirupadrave dhanuh pramānaparyantam śilāgnijalavarjite Ekānte mathikāmadhye sthātavyam hathayoginā

Видишь, насколько фраза на санскрите короче? Санскрит очень емкий язык, требующий для перевода специфических знаний в области тем, которые описываются. Иначе унесет вообще не в ту степь. В общем, отличия в рус и англ версии ты видишь.

Хотел обратить твое внимание, что идеальным местом для практики йоги считается место, где нет скал, воды и огня. Как ты наверное уже понял, описываются три первоэлемента (земля, вода, огонь), избыток которых в окружении йогина может

 

негативно влиять на его практику. Видимо избыток четвертого элемента – акаши (пространства), наоборот приветствуется, и кто делает практику дхьяны понимает почему.

Тут, кстати, есть множество несостыковок с тем, как ведут практику йоги, сидящие на берегах рек и в Гималаях. Видимо Свами Сватмарма, написавший этот текст, был жителем долин. Но тема, как на мой взгляд правильная. Если ты живешь в стране, где есть и обширные водные пространства и горы, то знаешь как отличаются жители этих мест своим образом жизни и характером. Избыток какого-то из первоэлементов накладывает отпечаток.

***

Если в окружающем тебя пространстве нет покоя, происходят раджасические, гневные события, бесполезно делать дхарану.

Это просто трата твоего основного ресурса – инерции практики прошлых воплощений.

Сосредоточься на мантре. Начитай свой второй миллион Ишта-Дэвате,помоги йогинам, идущим по пути, соверши паломничество.

Эта инвестиция не пропадет даром и откроет тебе свою потайную дверцу в ближайшем будущем.

***

“Божественное бытие, чьей сущностью является абсолютное Сознание (чит), Своей волей, не прибегая ни к чему внешнему,

заставляет проявляться вовне собрание объектов, которые содержатся внутри,

также, как йогины [которые одим усилием воли заставляют ментальные объекты проявляться вовне].”

(Ишварапратьябхиджня I.5.7)

В тексте «Пратьябхиджнядаям» Кшемараджи также говорится о том, что Божественное бытие не создает мир подобно тому, как гончар лепит кувшин. Мир создается через «сришти»,

что означает проявление вовне, того что находится внутри. И проявление это осуществляется только силой его воли.

О том, как происходит проявление мира в доктрине Адвайты, в принципе написано много и подробно.

А вот, о том, как йогины усилием воли проявляют ментальные объекты вовне, информации гораздо меньше:)

Вернее, ее практически нет в адвайте, и достаточно много в тантре.

Но в тантре другая последовательность проявления мира. Она сложнее, ступенчатее. Поняв, как это работает, можно получить представление о том, что совершается с помощью мантр и ритуалов в тантрических обрядах.

Первая стадия.

Творение в тантре начинается с того, что есть какой-то огромный, неограниченный потенциал силы, называемый Нада. Это именно потенциал, поскольку эта сила непроявлена и не имеет еще никаких характеристик. Больше всего в человеческом мире это было бы похоже на Волю (Силу воли, как потенциальную способность что-то задумать и совершить). Такое сравнение очень условно, поскольку сила воли в нашем языке равнозначна терпению. Но Воля о которой идет речь к терпению не имеет отношения. Эта Нада в начале творения концентрируется в точке, называемой Бинду. Такая концентрация в человеческом представлении больше всего бы напоминала Намерение (как желание совершить что-то и знание, как это сделать). На этой стадии мыслеформа (замысел) и объект все еще составляют единое целое.

Вторая стадия. На которой уже начинают проявляться различения.

Первое различение: Варна и Калаа. Варна – «функционирование-форма» объекта проецирующегося из бинду,  калаа – выделение основных признаков объекта.

Варна - так разработчику дают ТЗ объекта с определенным функционалом. Еще не известна форма объекта, определено только предназначение – для чего создается объект. В дальнейшем выделяются признаки объекта. Больше всего похоже на эскиз или чертеж, где нащупывается реализация его функционала.

Второе различение: Мантра и Таттва.

Мантра – это четкое представление об объекте (как-бы точный ментальный образ). Таттва – это представление объекта на уровне первоэлементов. Так архитектор представляет себе здание, вначале четкая форма во всех деталях, а затем в разрезе того, из каких материалов выполнен тот или другой элемент.

Третье различение: Пада и Бхувана.

Пада – опускание на уровень устной речи, а бхувана – проявление формы доступной для органов чувств. Опустить идею на уровень речи – значит отсечь от нее все «расплывчатость», неопределенность замысла и получить о ней представление в терминах, которые могут быть доступны органам чувств. Это позволяет окончательно «приземлить» замысел и воплотить его в элементах, доступных для восприятия индриями.

Подведем итог. Для проявления объекта методами тантры необходимо:

На первой стадии иметь достаточный потенциал (Нада), который возможно накопить путем удерживания энергий (т.н. стяжание) или путем нахождения в потоке чужой или свободной энергии (т.н. шактипатха). Далее формируется намерение Бинду, которое более всего похоже на дхарану – однонаправленную концентрацию. В данном случае точка бинду – это визуализация объекта, которая на второй стадии пройдет три вышеописанных различения.

Вначале объект визуализируется в общем, без особой детализации. Главная задача – удержание визуализации во времени. Происходит вкачивание Нады в объект. Без достаточной концентрации, Нады недостаточно и объект расплывается.

Если объект удерживается в концентрации более-менее стабильно, его можно наполнять деталями. Вначале они нестабильные, колеблющиеся, затем память позволяет им закрепиться. Набирается необходимый объем качеств объекта.

Наконец, отсекаются все лишние поползновения расширять и улучшать объект. Вкачивание Нады стабилизируется. Объект сформирован в визуализации. Согласно тантре, он переносится в существование при помощи мантры.

Если ты разберешь практики Тибетской и индийской тантры, то таких техник визуализации увидишь десятки. От созерцания Шри-Янтры и до визуализации различных Лок.

Стали бы они так сильно этим заморачиваться, если бы не работало?

Если бы я начинал подобную практику, где я вижу слабые места.

1. Традиционная ограниченность в энергии. Для того, чтобы практика двигалась, к медитативной сессии нужно приступать на энергетическом максимуме. Всегда считал раннее утро самым удачным временем. Тело выспалось, полно сил, дневные заботы еще не начали рассеивать внимание и т.д. Это тактика. В стратегической перспективе, необходимо повышать количественный уровень пран, доступных для практикующего. И здесь чаще всего возникают вопросы удержания пран. Бесконечные стрессы, неудачное социальное и природное окружение, банальное расточительное отношение к энергии – извечные враги практикующего. Если ты не контролируешь слив энергии, то освоение прогрессивных способов ее набора – абсолютно пустая история. В идеале, ежемесячно практикующий должен понемногу прирастать в пранах. Это один из самых сложных вызовов, который должен быть решен.

2. Момент, когда к воображению необходимо подключать таттвы требует отдельного разъяснения. По идее, контроль над пранами, должен перерасти в контроль над таттвами. Но что мы знаем о контроле над пранами, если даже пранаяма воспринимается нами, как наука о дыхании? Ведь достижением в пранаяме должно стать вовсе не способность дышать 20 сетов в пропорции 12:48:24, а способность уловить взаимосвязь движения пран и движения мыслей, зависимость физиологических процессов тела от избытка/недостатка/особенностей движения пран. По сути с помощью пранаямы йогин должен научиться двигать праны в различные части тела, а после установить возможность взаимодействия внутренних и внешних пран. Разве я сказал сейчас что-нибудь такое, чего ты не читал когда-то в прикладных текстах?

Таким же образом мы можем взаимодействовать с таттвами. По большому счету в Тантре очень хорошо описана медитация на первоэлементах, а также медитация на чакрах, которые управляют соответствующими таттвами. Это по сути – визуализация. Не представляет сложности потратить три месяца на визуализацию первоэлемента (ну например Земли), но где найти подробную карту, описывающую успехи и препятствия? Как должны отзываться таттвы? Какой именно способ контроля необходимо применять? Каково время трансформации элементов?

3. Момент «материализации» объекта, переход от тонких таттв, к грубым бхуттам. Этот этап вообще нигде не описывается. Только лишь упоминаются йогины, которые совершали подобные действия. Однако известны техники для обратного процесса, когда йогины растворяли материальные тела в виде радужного тела.

***

Время линейное и закольцованное.

Линейное время принадлежит лишь твердому телу, которое рождается и разрушается в коротком промежутке.

Оно было изобретено человеком для внутреннего пользования, чтобы описывать то, что случается с момента его рождения и до смерти.

Со временем стерлось из памяти то, что вектор направленный из точки рождения в сторону момента смерти состоит из множества

циклических временных колец, называемых годами, а самой точкой начала вектора в масштабах всего человечества считается дата рождения Иисуса

или переселения Мухаммеда в Медину, или с первого новолуния от сотворения мира либо еще какая-нибудь договорная дата.

В общем-то и то и цикличное и линейное время является заблуждением с точки зрения Атмана,  но так как наши с тобой сознания подавляющую часть времени проводят в Сансаре,

то все же правильнее использовать временные циклы, чем линейное время, которое совершенно не отображает циклические изменения окружающей среды.

Мир живет циклами и человек живет циклами. Это хорошо заметно, если на этом сосредоточиться.

***

Помнишь, говорил, что в буддизме медитативные техники расписаны наиболее подробным образом, все же это связано с тем, что учение было более поздним и получило большее географическое распространение, чем существовавшие до того ведические практики. Соответственно, буддисты не чурались записей на разных языках и подробных руководств в письменных трактатах, в дополнение к традиционной устной передаче. Тхеравада, затем и Махаяна, и Ваджраяна оставили массу текстов? из которых нас интересуют самые древние, как наименее отличающиеся от современных им описаний медитативных техник йоги.

Согласно Potthapada Sutta из сборника Digha Nikaya, дхьяны располагаются последовательно, согласно прекращению некоторых форм мышления:

- В Первой Дхьяне прекращается представление о чувственных объектах.

«Освободившись от чувственных удовольствий, освободившись от нехороших свойств, он достигает первой ступени созерцания, – связанной с устремленным рассудком и углубленным рассуждением, рожденными уединенностью, дарующей радость и счастье – и пребывает в ней. Уничтожается его прежнее сознание чувственных удовольствий. В это время в нем возникает подлинное, утонченное сознание радости и счастья, рожденного уединенностью, и с этого времени он становится подлинно и утонченно сознающим радость и счастье, рожденное уединенностью». (777. Здесь может смутить слово уединенность. В этом контексте имеется в виду не совсем отшельничество. А скорее его следствие. Речь об отсутствии отвлекающих факторов, таких, как: мысли, оценки, суждения. Текст ведь был написан для монахов, потому имеет некоторую специфику. Радость и счастье – результат глубокой концентрации, называемой дхарана, поддерживаемой в течение длительного времени. Ананда, или беспричинная радость – возникает уже на стадии дхараны, потому в данной классификации, первая дхьяна – частично перекрывает и этап дхараны. 777)

- Во Второй Дхьяне прекращаются тонкие и истинные представления о радости и блаженстве, рожденные уединением.

«И далее, Поттхапада, монах, подавив устремленный рассудок и углубленное рассуждение, достигает второй ступени созерцания, несущей внутреннее успокоение и собранность в сердце, лишенной устремленного рассудка, лишенной углубленного рассуждения, рожденного сосредоточенностью, дарующей радость и счастье, и (монах) пребывает в ней. Уничтожается его прежнее подлинное утонченное сознание радости и счастья, рожденного уединенностью. В это время в нем возникает подлинное утонченное сознание радости и счастья, рожденное сосредоточенностью». (777.Вторая дхьяна в данной классификации начинается с того, что практикующий перестает поддерживать дхарану. Я называю этот момент – «потерять себя», «потерять точку из которой концентрируешься, и которую считаешь собой». В общем-то, в моем понимании, только здесь и начинается дхьяна, но мы рассматриваем древнюю систему, им виднее. После того, как прекращается усилие по поддержанию концентрации777)

- В Третьей Дхьяне прекращаются тонкие и истинные представления о радости и блаженстве, рожденные сосредоточением.

"Монах отвращается от радости и пребывает в уравновешенности; наделенный способностью самосознания и вдумчивостью, испытывая телом то счастье, которое достойные описывают: «уравновешенный, наделенный способностью самосознания, пребывающий в счастье», он достигает третьей ступени созерцания и пребывает в ней."

- В Четвертой Дхьяне прекращается тонкое и истинное представление о беспристрастности и блаженстве.

"Монах, отказавшись от счастья, отказавшись от несчастья, избавившись от прежней удовлетворенности и неудовлетворенности, достигает четвертой ступени созерцания – лишенной несчастья, лишенной счастья, очищенной уравновешенностью и способностью самосознания и пребывает в ней. Он сидит, пропитав это тело чистым, совершенным разумом, и не остается во всем теле ничего, что не было бы пропитано чистым, совершенным разумом".

- На Ступени Беспредельности Пространства происходит прекращение представления формы.

- На стадии бесконечности восприятия прекращается тонкое и истинное представление стадии бесконечности пространства.

 На Стадии Ничто прекращается тонкое и истинное представление о ступени бесконечности восприятия

- В следующем и последнем состоянии, описываемом просто как Ниродха (прекращение) есть прекращение всех идей.

Освободившись от чувственных удовольствий, освободившись от нехороших свойств, он достигает первой ступени созерцания, – связанной с устремленным рассудком и углубленным рассуждением, рожденной уединенностью, дарующей радость и счастье – и пребывает в ней. Уничтожается его прежнее сознание чувственных удовольствий. В это время в нем возникает подлинное, утонченное сознание радости и счастья, рожденного уединенностью, и с этого времени он становится подлинно и утонченно сознающим радость и счастье, рожденное уединенностью. Так, благодаря упражнению, а возникают одни состояния сознания, благодаря упражнению, уничтожаются другие состояния сознания. Таково упражнение, – сказал Блаженный.

11. И далее, Поттхапада, монах, подавив устремленный рассудок и углубленное рассуждение, достигает второй ступени созерцания – несущей внутреннее успокоение и собранность в сердце, лишенной устремленного рассудка, лишенной углубленного рассуждения, рожденной сосредоточенностью, дарующей радость и счастье, – и пребывает в ней. Уничтожается его прежнее подлинное – утонченное сознание радости и счастья, рожденного уединенностью. В это время в нем возникает подлинное утонченное сознание радости и счастья, рожденное сосредоточенностью. Так, благодаря упражнению, возникают одни состояния сознания, благодаря упражнению, уничтожаются другие состояния сознания. Таково упражнение, – сказал Блаженный.

12. И далее, Поттхапада, монах отвращается от радости и пребывает в уравновешенности, наделенный способностью самосознания и вдумчивостью, испытывая телом то счастье, которое достойные описывают: "Уравновешенный, наделенный способностью самосознания, пребывающий в счастье", он достигает третьей ступени созерцания и пребывает в ней. Уничтожается его прежнее подлинное утонченное сознание радости и счастья, рожденного сосредоточенностью. В это время в нем возникает подлинное утонченное сознание счастья, рожденного уравновешенностью, и с этого времени он становится подлинно и утонченно сознающим счастье, рожденное уравновешенностью. Так, благодаря упражнению, возникают одни состояния сознания, благодаря упражнению, уничтожаются другие состояния сознания. Таково упражнение, – сказал Блаженный.

13. И далее, Поттхапада, монах, отказавшись от счастья, отказавшись от несчастья, избавившись от прежней удовлетворенности и неудовлетворенности, достигает четвертой ступени созерцания – лишенной несчастья, лишенной счастья, очищенной уравновешенностью и способностью самосознания, и пребывает в ней. Уничтожается его прежнее подлинное утонченное сознание счастья рожденного уравновешенностью. В это время в нем возникает подлинное утонченное сознание свободы от несчастья и свободы от счастья, и с этого времени он становится подлинно и утонченно сознающим свободу от несчастья и свободу от счастья. Так, благодаря упражнению, возникают одни состояния сознания, благодаря упражнению, уничтожаются другие состояния сознания. Таково упражнение – сказал Блаженный.

14. И далее, Поттхапада, монах, всецело преодолев сознание форм, избавившись от сознания противодействия, отвлекшись от сознания множественности, достигает уровня бесконечности пространства и мысля: "Пространство бесконечно", и пребывает на нем. Уничтожается его прежнее сознание форм. В это время в нем возникает подлинное утонченное сознание бесконечности пространства, и с этого времени он становится подлинно и утонченно сознающим бесконечность пространства. Так, благодаря упражнению, возникают одни состояния сознания, благодаря упражнению, уничтожаются другие состояния сознания. Таково упражнение – сказал Блаженный.

15. И далее, Поттхапада, монах, всецело преодолев уровень бесконечности пространства, достигает уровня бесконечности разумения и мысля: "Разумение бесконечно", пребывает на нем. Уничтожается его прежнее подлинное утонченное сознание бесконечности пространства. В это время в нем возникает подлинное утонченное сознание бесконечности разумения, и с этого времени он становится подлинно и утонченно сознающим бесконечность разумения. Так, благодаря упражнению, возникают одни состояния сознания, благодаря упражнению, уничтожаются другие состояния сознания. Таково упражнение – сказал Блаженный.

16. И далее, Поттхапада, монах, всецело преодолев уровень бесконечности разумения, достигает уровня отсутствия чего бы то ни было и мысля: "Не существует ничего", пребывает на нем. Уничтожается его прежнее подлинное утонченное сознание бесконечности разумения. В это время в нем возникает подлинное утонченное сознание отсутствия чего бы то ни было, и с этого времени он становится подлинно и утонченно сознающим отсутствие чего бы то ни было. Так, благодаря упражнению, возникают одни состояния сознания, благодаря упражнению, возникают другие состояния сознания. Таково упражнение – сказал Блаженный.

17. С тех пор, Поттхапада, как монах становится здесь сознающим себя, он постепенно движется все дальше и дальше и обретает вершину сознания. Находясь на вершине сознания, он говорит себе так: "Размышлять для меня хуже, не размышлять для меня лучше. Если я предамся размышлению и воображению, то у меня смогут уничтожиться эти состояния сознания и возникнуть другие, грубые состояния сознания. Поэтому теперь я не буду предаваться ни размышлению, ни воображению". И он не предается ни размышлению, ни воображению. У него, не предающегося ни размышлению, ни воображению, уничтожаются эти состояния сознания и не возникают другие, грубые состояния сознания. Он обретает уничтожение. Таково, Поттхапада, постепенно внимательное достижение уничтожения сознания".

 

Можно было бы ожидать, что этот список из четырех медитационных состояний должен быть сокращен еще больше, чтобы учесть семь мест восприятия (виджнянястхитти).

1) Есть существа с разными телами и разными идеями, такие как люди, некоторые боги и некоторые обитатели ада.

2) Есть существа с разными телами и одинаковыми идеями (представлениями), такие как боги Брахмакаики, которые появились первыми.

3) Есть существа с одинаковыми телами и разными идеями (представлениями), такие как боги Абхасвары.

4) Есть существа с одинаковыми телами и одинаковыми идеями (представлениями), такие как боги Субхакинха.

5) Есть существа, которые полностью выходят за рамки представлений формы и прекращают идеи отвращения, путем несосредоточения своего внимание на разных идеях, [думая, что] «пространство – это бесконечность», и таким образом достигая Ступени бесконечности пространства (акашанантьяятана)

6) Есть существа, полностью вышедшие за пределы этой Стадии Беспредельности Пространства, [думающие] «восприятие бесконечно», и достигшие Стадии бесконечности восприятия (виджнянаантьяятана)

7) Есть существа, которые, полностью вышли за пределы этой Стадии бесконечности восприятия, [думающие] «нет ничего», достигшие Ступени Ничто (акинчаньяятана).

Привет.

777

Якорь 1
bottom of page